Старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко, защищающий в суде интересы российского боксера Александра Поветкина в деле о мельдонии в допинг-пробах, сданных им перед планировавшимся боем с Деонтеем Уайлдером, назвал ожидаемым решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне, отклонившего апелляцию российских легкоатлетов к ИААФ. Карпенко также отметил, что дело было проиграно еще до самого заседания и предположил, что на этом санкции к стране со стороны международных организаций не остановятся.
— Решение, к сожалению, вполне ожидаемое, — сказал Карпенко в интервью корреспонденту Sportbox.ru. — Думаю, в нем очень мало собственно права и много той политической истерии, которая бушует сейчас вокруг применения допинга в российском спорте. Арбитражный суд в Лозанне применил принцип коллективной ответственности — за недобросовестность целого ряда чиновников, врачей и спортсменов наказаны «чистые» атлеты. С точки зрения юриспруденции, это является нонсенсом. Но, как правило, CAS в делах по дисциплинарным вопросам следует решениям федераций — и коль скоро ИААФ дисквалифицировала всю сборную, вероятность того, что это наказание будет отменено, изначально составляла процентов 20. А уж после доклада комиссии Макларена и того, что поднялось в мировой прессе и МОК… Судьи - тоже люди, они не могут не обращать внимания на происходящее вокруг. Это стало последней каплей.
— Что должно было случиться, чтобы решение было другим?
— Россия проиграла это дело не в Лозанне, а еще внутри ИААФ. В подобных ситуациях юристы играют важную роль, но не определяющую, потому что в мире спорта очень важны отношения, выстроенные между сторонами. В данном случае министерство спорта во главе с Виталием Мутко показало недееспособность — они ничего не сделали, чтобы наладить коммуникацию с международными органами. Нужно было взять человек 10, которые были виновны в этом деле, и публично их наказать. В правосудии действует негласный принцип — если правонарушение было совершено, то кто-то должен понести за это ответственность. А поскольку Россия в этом случае никого не «сдала», несмотря на большое количество громких заявлений, ни один человек не был хотя бы оштрафован — ИААФ и впоследствии CAS вменили эту ответственность тем, кто вообще ни в чем не виноват, то есть «чистым» спортсменам.
— У российской стороны есть право подать апелляцию в течение 30 дней. Стоит ли это делать, если сборная страны по легкой атлетике все равно уже не поедет на Олимпиаду?
— Безусловно, да. Дело в том, что нам сейчас нужно биться уже не за эти Игры, а за свое будущее. Считаю, что 24 июля МОК отстранит от Олимпиады всю сборную России — я в этом отношении пессимист. Но принцип, по которому невиновные спортсмены отвечают за анонимных нарушителей и грехи всей системы, должен быть разрушен. А это можно сделать только в государственном суде, где политические течения не так значимы и играют другую роль, нет такого лоббизма, давления, истерии, как в спортивных структурах, и CAS в этом смысле не исключение. Должен быть сделан холодный, спокойный, юридический разбор дела. К тому же, что такое Федеральный суд Швейцарии? Это высшая судебная инстанция очень уважаемой страны, в отличие от CAS, который представляет собой арбитраж. Поэтому России обязательно нужно создавать прецедент на государственном уровне, иначе нас продолжат так же пинать. После отстранения от Олимпиады, я уверен, встанет вопрос о лишении нас чемпионата мира по футболу. А ведь никто год назад не мог предположить такого развития событий — сначала дисквалифицировали главу ВФЛА Балахничева, затем всю сборную отстранили, теперь не допустили до Олимпиады, и вот уже весь российский спорт под угрозой. Будет ли у нас ЧМ-2018? Я уже сильно сомневаюсь. Именно поэтому нам нужно отстоять в швейцарском суде принцип индивидуальной, а не коллективной ответственности. Политически ангажированный подход можно разрушить только сухим правом и четко обоснованным судебным решением на высшем уровне.
← Назад