Бывшие акционеры компании ЮКОС проиграли России суд в Нидерландах. Международный арбитраж, который два года назад обязал Россию выплатить экс-владельцам ЮКОСа 50 млрд долларов, не имеет юрисдикции в этом деле, решил Окружной суд Гааги.
Защита экс-владельцев ЮКОСа в споре ссылалась на Договор к Энергетической хартии, на этом же договоре основывалось решение арбитража, обязавшего Россию выплатить 50 млрд долларов.
Окружной суд Гааги решил, что на Россию соглашение об арбитраже в рамках Договора к Энергетической хартии не распространяется, так как РФ подписала, но не ратифицировала этот договор.
Русская служба Би-би-си решила поинтересоваться у экспертов, что означает решение Окружного суда Гааги для обеих сторон спора и как оно повлияет на дальнейший ход процесса.
Старший партнер юридической компании Forward Legal Алексей Карпенко
Это краеугольное решение, поворотное. Сейчас фактически стороны поменялись местами. До сегодняшнего решения я оценивал шансы России выиграть в этом процессе в конечном итоге в менее 50%, сегодня ситуация кардинально изменилась. Теперь шансы на успех невелики у бывших акционеров ЮКОСа.
Мы имеем дело с двумя разными системами судов. Третейский суд - это гораздо более свободное судопроизводство, оно независимо от государства, это негосударственное правосудие, это фактически частные юристы судят частных юристов. Арбитрами являются те же самые адвокаты, они назначаются из списка арбитров, которые существуют при любом коммерческом арбитраже.
Для России это [победа в Окружном суде Гааги] будет означать, что все те аресты, которые с лета 2014 года накладывались на имущество РФ по всему миру, все они будут сняты, и российскому имуществу за рубежом ничего не грозит. Это состояние для России будет сохраняться как минимум в течение полугода-года, пока Апелляционный суд Гааги не рассмотрит апелляцию бывших акционеров ЮКОСа на сегодняшнее решение.
Если Апелляционный суд Гааги не согласится с сегодняшним решением, и оставит в силе решение третейского суда, то все эти угрозы, которые стояли перед Россией, связанные с ее активами за рубежом, с арестами ее счетов, снова появятся перед ней. Но пока у нас есть передышка.
Что касается бывших акционеров ЮКОСа, они сегодня потерпели очень существенное поражение. Я, признаться, не ожидал, что Окружной суд Гааги вынесет решение в пользу России. Отмены решений третейских судов по юрисдикционным основаниям случаются, но это достаточно редкие случаи.
Кроме того, исходя из существа дела и того, как оно развивалось, Россия в лице своих адвокатов, то есть не как государство, вела себя достаточно легкомысленно на стадии третейского разбирательства, фактически признав юрисдикцию суда. [Россия] согласилась с тем, что третейская палата в Гааге назначит председательствующего, с тем, что разбирательство будет вестись по регламенту UNCITRAL, согласилась с тем, что Энергетическая хартия применима, хотя и с оговорками.
Я бы сказал, что адвокаты, которые представляли Россию в суде первой инстанции, вели себя достаточно расслабленно и легкомысленно, за что Россия и поплатилась. Сейчас я точно знаю, что юридическая команда сменилась, Россия заняла достаточно жесткую позицию по вопросу юрисдикции и преуспела. Это бывает редко, но бывает, Россию можно с этим только поздравить.
Акционеры ЮКОСа должны будут сейчас обжаловать это решение в апелляционном суде - и они уже заявили об этом. Если апелляционный суд согласится с сегодняшним решением Окружного суда, то у бывших акционеров ЮКОСа останется одна надежда - Верховный суд Нидерландов.
Я уверен, что это дело будет закончено не ранее чем через два года в Верховном суде Нидерландов. Кто бы не выиграл в апелляции - недовольная сторона пойдет в Верховный суд, и он поставит точку в этом деле. Он или согласится с сегодняшним решение Окружного суда Гааги, либо скажет, что у третейского суда была юрисдикция, и подтвердит его решение.
Полный текст статьи
← Назад