В Госдуму внесен законопроект, который ставит право гражданина-собственника выше прав государства. Если этот закон будет принят, он станет редким прецедентом для страны, где «всё вокруг колхозное».
Законопроект, защищающий права добросовестных приобретателей жилья, будет принят в весеннюю сессию, сообщил в среду первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
Разработанный Минэкономразвития документ устанавливает запрет на изъятие у добросовестного приобретателя жилья, если оно является единственным. Даже если когда-то оно было приватизировано с нарушениями.
В российском правовом поле отнять собственность и вообще расторгнуть гражданско-правовую сделку государство может только в двух случаях, говорит партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
«Первый случай — если государственные органы являются участниками этих сделок. Второй случай — если совершенная сделка затрагивает и нарушает государственные интересы. Только в этих случаях государство через свои органы может оспаривать такие сделки в судах. В иных случаях государство не может требовать расторжения таких сделок», — сказал он «Ридусу».
В случаях, о которых идет речь в законопроекте, речь идет, по сути, о таких же с юридической точки зрения сделках, как покупка подержанного автомобиля, когда покупатель должен смотреть в оба, чтобы ему не впарили машину, находящуюся в розыске, не соглашается с коллегой руководитель практики недвижимости юрфирмы КИАП Сергей Попов.
«Бывают случаи, когда приватизируется жилье умершего или признанного пропавшим без вести человека. Есть мошеннические схемы, когда коррумпированные чиновники не вносят его данные в базу умерших, и квартира приватизируется и продается от имени покойника. Разумеется, такие незаконные операции могут быть оспорены», — сказал он «Ридусу».
Cтатья 302 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что имущество добросовестного приобретателя не может быть истребовано обратно. Однако, подчеркивает Попов, чиновникам часто бывает лень искать человека в начале цепочки, положившего начало серии незаконных перепродаж, и гораздо проще отыграться на последнем в очереди владельце.
«И очень часто бывает, что имущество изымают по суду у текущего владельца, который ни сном ни духом, что его квартиру как-то незаконно приватизировали лет двадцать назад. По Москве таких случаев сотни, потому что приезжающие в столицу жить провинциалы не осведомлены об изощренных схемах „скупки-продажи краденого“ и экономят на услугах юристов, которые отследили бы всю историю данной квартиры», — говорит он.
Апелляция к тому, что покупатель понятия не имел об отягощениях приобретаемого имущества, отметаются судами точно так же, как никто всерьез не станет воспринимать аргументы «добросовестного» покупателя угнанного авто с перебитым VIN.
И после решения суда о том, что недвижимость когда-то была изъята из собственности государства незаконно, эти жильцы оказываются на улице. Принятие закона оградит их от потери единственного жилья.
← Назад