За последний год арбитражные суды получили более трехсот исков о взыскании с крупных аптечных сетей денежных средств за поставленные лекарственные и косметические средства. Похоже, ситуация с неплатежами в аптечных сетях ухудшается. Чем вызвано столь значительное число споров?
Видимо, кризисные явления, удорожание лекарственных средств и снижение спроса на сопутствующие товары не позволяют аптечным сетям своевременно платить за поставленные товары, а у поставщиков больше нет возможности кредитовать аптечные сети. Большое количество исков о взыскании может быть связано с тем, что поставщики, в том числе и по причине нарастающего экономического кризиса, перестали лояльно относиться к просрочкам аптечных сетей. Судя по всему, крупные аптечные сети получали лекарства и косметическую продукцию без предварительной оплаты. Помимо лекарственных средств аптеки закупали значительное число косметической и сопутствующей продукции, ассортимент которой был очень богатым даже в небольших аптеках. Производители и дистрибьюторы доверяли сетевым продавцам, возможно, рассчитывали на то, что у аптек не будет проблем с выручкой. А проблемы начались.
Позволит ли судебное взыскание улучшить ситуацию с платежами?
Само по себе решение о взыскании не позволяет надеяться на то, что долг будет погашен. Хотя, безусловно, судебное решение, подлежащее принудительному исполнению, должно оказывать на аптеки дисциплинирующее воздействие. Ведь после получения исполнительного листа судебный пристав может значительно ограничить ежедневную деятельность аптеки: арестовать счета, товары в обороте. Может изъять товары в обороте в целях реализации. Изъятые товары пристав может передать взыскателю для последующей реализации. Однако нельзя рассчитывать на то, что действия в рамках исполнительного производства позволят полностью погасить задолженность аптек перед дистрибьюторами. Размер общей взыскиваемой задолженности нарастает и погасить его только путем реализации товаров в обороте крайне сложно. А иных ликвидных активов, на которые взыскатель может обратить взыскание, у аптек в подавляющем большинстве нет: помещения в аренде, собственные транспортные средства не нужны, дорогое оборудование отсутствует. И получается, что дистрибьютор, получив решение о взыскании, может рассчитывать лишь на частичное погашение задолженности. Как же эффективно воздействовать на неплательщиков? На данный момент самым эффективным средством борьбы сможет стать инициирование банкротства и привлечение собственников аптечных сетей к субсидиарной ответственности. Но на это взыскателю потребуется не менее полутора-двух лет.
Можно ли предотвратить ухудшение ситуации? Нужно ли дистрибьюторам пересматривать условия работы с аптечными сетями?
Безусловно, нужно. Ситуация с судебным взысканием свидетельствует о том, что работать на прежних условиях уже невозможно. И поставщики могут действовать в нескольких направлениях.
Первое. Тщательно выбирать покупателя – аптеку или сеть. Так как дорогостоящих ликвидных активов у аптечных сетей чаще всего нет, выбор необходимо останавливать на аптеках, которые работают с наиболее эффективным ассортиментом, гибко реагируют на сезонное изменение спроса и не затаривают полки средствами, не имеющими широкого спроса.
Второе направление: тщательная работа с дебиторской задолженностью. Приостановка поставок при малейшей просрочке платежа, оперативное предъявление претензий, отслеживание ситуации, когда аптеки-неплательщики исчезают в неизвестном направлении, оставляя взыскателю только пустые стены арендованного помещения.
Третье. Уже сейчас менять условия договоров поставки. Дистрибьюторы обладают достаточной переговорной силой для того, чтобы включить в тексты договоров третейскую оговорку, позволяющую поставщику оперативно обратиться в третейский суд за решением о взыскании задолженности. Ведь разбирательство в государственном арбитраже, с учетом значительной занятости судей, может длиться от двух до шести месяцев. А в этот период неплатежеспособность аптеки может нарастать и возможность взыскания может стать совсем эфемерной. Помимо третейской оговорки можно включить в договор условие о праве дистрибьютора приостановить поставки в случае просрочки оплаты уже поставленного товара. Также эффективным средством борьбы с неплатежами может стать получение дистрибьютором права безакцептного списания денежных средств с любых счетов покупателя.
Скорее всего, в ближайшие пару лет рынок ждет целая вереница процессов о признании аптек или аптечных сетей несостоятельными. Данные процессы могут вполне положительно отразиться на аптечной сфере в целом: неэффективные участники уйдут с рынка и их место займут более надежные сети. Если же в результате банкротств снизиться общее число аптек, нельзя исключать, что уменьшение числа участников рынка приведет исключительно к положительным результатам. Конкуренция останется, но в конкурентной борьбе останутся только платежеспособные участники.
Ольга Карпова, адвокат, партнер адвокатского бюро Forward Legal
← Назад