Международный паралимпийский комитет (МПК) запретил российским паралимпийцам квалифицироваться к Играм, которые пройдут в 2018 году в южнокорейском Пхенчхане. Таким образом, наши спортсмены практически лишились шансов выступить на Паралимпиаде - во второй раз подряд.
Минувшим летом, напомним, нашу сборную отстранили от Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро на том основании, что Паралимпийский комитет России (ПКР) был лишен членства в МПК из за несоответствия общепринятым антидопинговым правилам. Ситуация поражала своей абсурдностью, так как такое решение МПК было продиктовано докладом независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Ричарда Макларена - даже не самим докладом, а дополнением к нему, спискам спортсменов, якобы уличенных в применении. То, что этих списков никто не видел, а фамилии в нем появляются словно с потолка, очевидно, не смутило президента МПК Филипа Крейвена, который ранее выказывал симпатии в адрес России, а затем инициировал отстранение наших спортсменов от Игр.
Печальная история продолжилась и сейчас. Увы, как отмечает адвокат Алексей Карпенко, представляющий интересы ПКР, такого развития событий следовало ожидать.
- Это вполне ожидаемое решение. Ничего за прошедшие полгода, к сожалению, в отношениях между МПК и ПКР не изменилось. Над нами издевались летом и осенью и продолжают это делать сейчас, - констатировал Карпенко в беседе с корреспондентом "РГ". - И единственный способ заставить себя уважать, на мой взгляд, - это судиться с ними: персонально с членами правления МПК, персонально с господином Крейвеном, персонально с господином Маклареном. Я думаю, что если вытащить их не в спортивный суд, а в обычный, гражданский, и заставить ответить за свои слова, они будут по-другому с нами разговаривать. Пока Россия не предъявит жестких, весомых юридических аргументов и не озвучит их в суде, нас будут "возить", как это происходит сейчас.
Алексей Карпенко, подчеркнул, что глава МПК и независимый эксперт ВАДА нарушают фундаментальные права человека в отношении наших паралимпийцев. И это должно стать основанием для подачи исков против Крейвена и Макларена.
- Что Макларен, что Крейвен лишают наших паралимпийцев права на профессию и, фактически, права на жизнь, потому что для них паралимпийский спорт - это средство к существованию. Им государство платит зарплату за то, что они атлеты. И, собственно говоря, участие в международных соревнованиях и в Паралимпиаде - это колоссальное средство реабилитации людей, которые лишены всех благ жизни в силу своего тяжелого физического состояния, жизненных катастроф, которые они претерпели. Соответственно, господин Крейвен и господин Макларен одним махом лишают абсолютно невинных людей этого права, - пояснил Карпенко. - Если человека лишить права на труд и права на занятие спортом - абстрактно говоря, - он может пойти в суд в любой стране, в России, в Америке, в Германии, где угодно, и предъявить иск тому, кто лишает его этих прав. Потому что это вопрос, выходящий за рамки спортивных отношений. Это вопрос жизни, труда, занятия физической культурой. Это нарушение фундаментальных прав человека. Есть Международная конвенция ООН о защите прав инвалидов, есть Олимпийская хартия, есть Конвенция о защите прав человека, где право на труд и право на спорт идут рука об руку в первых статьях этих документов. И Крейвен, и Макларен нарушают права невинных людей, лишая их права на спорт и на труд. Это является основанием для того, чтобы предъявлять им претензию.
По словам адвоката, суть претензий наших спортсменов должна сводиться к тому, чтобы им были возмещены убытки за моральный вред, нравственные страдания, репутационный ущерб за голословные обвинения и за лишение и права на профессию. "Думаю, что эти иски, будучи поданными в массовом порядке в суды Канады и Германии, будут иметь хорошие шансы на успех, потому что позиции у Крейвена и Макларена, кроме как размахивания политическим флагом, я не вижу", - резюмировал Карпенко.
Международный паралимпийский комитет установил критерии для восстановления членства ПКР в организации. Однако их формулировка оставляет множество вопросов. Проблема заключается в том, что Россия попросту не успеет их выполнить, так как уже начались квалификационные соревнования. И о поездке в Корею нашим паралимпийцам, увы, придется забыть. Паралимпийский комитет России, заметил Карпенко, гарантировал выполнение этих критериев, понимая, что на это уйдет большое время. И потому просил МПК условно разрешить нашим спортсменам соревноваться. Именно на этот запрос МПК ответил отказом.
- Критерии установленные МПК - расплывчатые, общие, юридически безграмотные и при этом специально составленные так, что ПКР полностью оказался в руках МПК. Я их читал и принимал участие в переговорах по их корректировке. Могу абсолютно ответственно сказать, что критерии отвратительны и предвзяты в отношении России. Но даже на их выполнение уйдут годы, - заявил Алексей Карпенко. - О чем просил ПКР? В его обращении было сказано: "Мы гарантируем, что выполним эти критерии в течение двух, трех, пяти лет. Но мы не хотим, чтобы российские паралимпийцы пропустили Паралимпиаду в Пхенчхане в 2018 году. Поэтому просим вас условно допустить наших паралимпийцев к квалификационным соревнованиям, которые начинаются сейчас. Выполнять критерии у нас нет времени. Мы гарантируем, что выполним их, но, пожалуйста, пустите спортсменов к квалификационным соревнованиям". Если мы выполним критерии, например, к февралю 2018 года, и нас допустят до Паралимпиады, никто от России туда не поедет. Как и к любым соревнованиям, нужно пройти квалификацию. И если сейчас наши паралимпийцы не примут участие в международных стартах, никто не поедет в Южную Корею, потому что формально никто не отобрался. И именно в этом запросе исполком МПК отказал. Для нас это означает следующее: выполним мы эти критерии, или не выполним - мы не едем в Корею. Вот короткое резюме вчерашнего решения МПК.
Говоря о докладе Макларена, который стал катализатором всех событий, Алексей Карпенко в очередной раз обратил внимание на то, что документ не пройдет ни одного нормального суда. Кроме того, адвокат подчеркнул, что свидетели, о которых упоминал Макларен, не проходили и вряд ли смогут пройти перекрестный допрос, тогда как позицию России никто даже не спрашивал.
- Доклад Макларена не стоит бумаги, на которой он написан. Если Макларена вытащить в нормальный гражданский суд в любой цивилизованной стране - в Канаде, где он живет, в Германии, - и провести нормальный юридический процесс, этот доклад не пройдет. Это набор голословных обвинений, не подкрепленный ничем. И перекрестный допрос никто из его свидетелей - ни Родченков, ни Степанова - не пройдет, - сказал Алексей Карпенко. - Тогда как Россия представит своих свидетелей, свои доказательства, что Макларен не дал нам сделать в принципе. Это односторонний документ, который в любом нормальном суде можно разобрать на запчасти. Проблема заключается в другом: Россия как государство, ее спортивные органы, ОКР и ПКР или группы спортсменов не судят Макларена, хотя это давно пора сделать. Мы пытаемся договориться. Но пока мы это делаем, не показывая, что называется, бейсбольную биту, это будет бесконечная мыльная опера.
← Назад