Глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Ричард Макларен представил вторую часть доклада, в котором он заявляет о существовании в России системы фальсификации допинг-проб. В этот раз он бездоказательно обвинил множество спортсменов в применении запрещенных препаратов.
Первая часть доклада, опубликованная в июле, развязала руки недоброжелателям России, которые использовали выводы Макларена для санкций против российских атлетов. Так, многие наши спортсмены были несправедливо отстранены от Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро, а паралимпийская сборная и вовсе не поехала на Игры в полном составе. Наши паралимпийцы неоднократно подавали апелляции, которые были отклонены. Их интересы в судах представлял адвокат Алексей Карпенко, который специально для "РГ" прокомментировал очередное выступление Ричарда Макларена.
- Это вторая часть того Марлезонского балета, который начался летом. Что в первый раз это был бездоказательный пасквиль, что сейчас - то же самое. Более того, сейчас Макларен обвиняет тысячу российских спортсменов, не приводя конкретных фамилий и доказательств в отношении конкретных атлетов. На мой взгляд, это просто вопиющее хамство, - уверен юрист. - Но, к сожалению, в системе спортивного права и в той практике применения спортивного права, которая сложилась в мире, такие люди, как Макларен, остаются безнаказанными, а их обвинения считаются доказательствами. Но доклад Макларена не прошел бы ни одного нормального суда ни в одной стране, потому что его невозможно рассматривать как доказательство чего-либо.
Алексей Карпенко подчеркивает: для того, чтобы показания немногочисленных свидетельств могли иметь реальную силу, необходимо, чтобы, по меньшей мере, их допрашивали не только те, кто обвиняет, но и те, кого обвиняют. Макларен же не допустил российскую сторону к процессу. Канадец построил свои выводы на показаниях экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова и легкоатлетки Юлии Степановой, но считать их объективными и заслуживающими доверия невозможно.
- Каждый свидетель должен подвергаться перекрестному допросу. Это альфа и омега любого судопроизводства - гражданского, арбитражного, уголовного - в любой стране мира. Что такое перекрестный допрос, все много раз видели в кино: сидит свидетель, его допрашивает одна сторона, потом - другая сторона. Макларен все время говорит: Родченков, Степанова и т.д. Эти люди не подвергались перекрестному допросу. А если они сошли с ума? Если у них было плохое настроение, когда они давали показания? Вы не можете, если человек сказал что-то, утверждать, что он является свидетелем, пока он не был допрошен вашим оппонентом, - поясняет Карпенко. - Раз в адрес России есть обвинения, российские следователи, адвокаты, чиновники - если бы Макларен допустил нашу сторону к этому процессу, - должны были провести перекрестный допрос свидетелей. Тогда можно было бы сказать, что показания более-менее достоверны, а сейчас все это наветы. Что если Макларен все это придумал?
Ричард Макларен в очередной раз заявил, что российская сторона отказалась от сотрудничества. Якобы он намеревался обсудить ряд вопросов с вице-премьером РФ Виталием Мутко, однако стороны так и не смогли договориться о встрече. Алексей Карпенко заявляет, что канадца много раз приглашали в Россию, однако он отказывался.
- Господина Макларена неоднократно на разных уровнях приглашали в Россию для того, чтобы он проводил свои расследования здесь, - сообщил юрист. - Ему были бы предоставлены все возможности. Но, естественно, когда он бы приехал, здесь с него бы тоже спросили, и все его действия подвергались бы сомнению. То есть, Россия смогла бы выдвинуть какие-то контраргументы.
Между тем, бездоказательных утверждений в первой части доклада Макларена хватило для того, чтобы отстранить российскую паралимпийскую сборную от Игр. Никто не объяснил им, в чем они виновны. Предполагалось, что раз они упоминаются в докладе, то они по умолчанию виноваты.
← Назад