Старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко, защищающий в суде интересы российского боксера Александра Поветкина в деле о мельдонии в допинг-пробах, сданных им перед планировавшимся боем с Деонтеем Уайлдером, назвал ожидаемым решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS), отклонившего апелляцию российских легкоатлетов к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ).
«ЛЕГКОАТЛЕТЫ УЖЕ ТОЧНО ПРОПУСТЯТ ОИ-2016»
– Российские легкоатлеты отстранены окончательно или решение CAS можно обжаловать?
– Его можно обжаловать в федеральном суде Швейцарии, но Россия может только подать жалобу. Рассмотреть ее точно не успеют. Так что наши легкоатлеты точно пропустят Олимпийские игры. Жалоба поступит в государственный суд Швейцарии, аналог российского Верховного суда. Туда в течение 30 дней Россия и те атлеты, которые были отстранены, могут подать жалобы. Но повторяю, эта Олимпиада для наших легкоатлетов уже точно будет пропущена.
– То есть легкоатлеты не смогут там принять участия даже под олимпийским флагом?
– Только Дарья Клишина. Речь о нейтральных флагах уже не идет. Сборная России по легкой атлетике и ее спортсмены официально дисквалифицированы.
«РОССИЮ МОГУТ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАТЬ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ»
– На каком основании были дисквалифицированы спортсмены, чья вина не была доказана?
– Это ключевой вопрос данного разбирательства. И в этом, на мой взгляд, его неправосудие. То есть ответственность переложили с виновных на невиновных. Так называемый принцип «коллективной ответственности». Этот принцип было неправильно применять, но он был применен.
Это следствие истерии, которая происходит в мировом спорте. Надо понимать, что CAS – это часть международной спортивной системы. Это арбитраж между своими. Здесь возможны ангажированные и предвзятые решения.
Поэтому России это решение нужно обязательно обжаловать в государственном суде, независимо от того, что как минимум легкоатлеты Олимпиаду пропустят. Там можно опровергнуть этот принцип «коллективной ответственности». Иначе этот принцип возобладает, и Россию будут дисквалифицировать по разным видам спорта в течение нескольких лет.
– Грозит ли легкоатлетам пропуск помимо Олимпиады других турниров?
– Нет. Но создает прецедент, чтобы это сделать. Например, международная атлетическая федерация примет решение дисквалифицировать нас на ближайший чемпионат мира, она будет ссылать именно на этот случай. Формально оно не распространяется на другие турниры, но фактически очень вредит.
«СО СТОРОНЫ РОССИИ НЕ СДЕЛАНО НИЧЕГО»
– Почему за все это время скандалов внутри нашей страны не было названо имени ни одного виновного в допинг-скандалах, за исключением сбежавшего в США Григория Родченкова?
– Это основная проблема. С момента отстранения Валентина Балахничева с поста президента Всероссийской федерации легкой атлетики, нужно было искать и публично наказывать виновных, чтобы показать всему миру, что мы реально боремся с проблемой. Мы же временно отстранили несколько человек после того, как об их причастности заявила комиссия Макларена. То есть мы не провели своего расследования, которое еще до доклада могло установить их причастность или непричастность в данном вопросе.
Также, мы должны были выстраивать отношения с МОК и ИААФ. Но не было сделано ничего. Были только слова, что все решения этих организаций политически ангажированы. Нужно было самим искать и наказывать. Этого не было сделано. Теперь пожинаем плоды.
– То есть, если бы отстранения чиновников последовали до оглашения доклада комиссии Макларена, мы бы выглядели в другом свете?
– Однозначно. Сейчас со стороны России не сделано ничего, кроме широковещательных заявлений и отстранения Балахничева, которое произошло уже давно. Спасибо, что хоть его отстранили, но это было когда?
«ШАНСЫ ОСТАТЬСЯ БЕЗ РИО КРАЙНЕ ВЕЛИКИ»
– Каковы шансы, что отстранят ли от Олимпиады в Рио всю сборную России?
– Они крайне велики.
– Кажется совершенно нелогичным, что условные волейболисты будут нести ответственность за легкоатлетов. Эти виды спорта и эти ведомства никак не связаны.
– Полностью согласен. Это вопрос к юристу, и я как юрист отвечаю – никакого отношения эти организации друг к другу не имеют. Но Томас Бах и другие чиновники после доклада Макларена эти вещи увязывают. Они хотели узнать реакцию суда в Лозанне. Суд нас дисквалифицировал. Значит, скорее всего, дисквалифицируют и остальные. Я читаю это между строк, поскольку юридически эти вещи вообще не связаны.
– То есть, правового поля для такого решения нет?
– Вообще никакого. Его не существует. После доклада Макларена МОК должен был создать специальную комиссию и сказать: «Мы будем разбираться в этой ситуации. Вызовем обе стороны. Пусть Россия представит своих людей и свои доказательства». Должно было начало независимое расследование фактов, изложенных в докладе. Но Бах и другие чиновники сказали: «Ах, Россия оказалась виновная. Подождем суда в Лозанне, а затем примем по ней решение». Юридически увязывание подобных вещей – нонсенс. Но они это сделали. Это в чистом виде истерия и политика, права тут нет никакого.
«НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ У НАС МОГУТ ОТОБРАТЬ ЧМ-2018»
– Могут ли Россию лишить ЧМ-2018?
– А вы могли полгода назад подумать, что за две недели до Олимпиады встанет вопрос о дисквалификации всех спортсменов, а не только легкоатлетов? Никто не мог. И сейчас у нас говорят, что нас не лишат чемпионата мира, а хочу спросить: «Почему?»
На арбитражном суде был провозглашен принцип коллективной ответственности, когда за виновных наказывают невиновных. МОК рекомендовал не проводить на территории России соревнования. Чемпионат мира – это соревнование, которое проводится под эгидой спортивной федерации. Почему следующим шагом не может быть это? Поэтому или мы сейчас начинаем биться и реально что-то предпринимать или есть реальные шансы поставить под вопрос проведение в России чемпионата мира, потому что эта истерия будет только набирать ход.
← Назад