Суд в Лозанне не допустил российских легкоатлетов до Олимпиады в Рио, в результате чего 24 июля Международный олимпийский комитет может отстранить от Игр всех наших спортсменов
В четверг Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне огласил решение по иску российских легкоатлетов, Олимпийского комитета России (ОКР) и Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) на отстранение команды от международных соревнований. CAS отклонил иск ОКР и 68 российских легкоатлетов. Это означает, что сборная России по легкой атлетике не сможет принять участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Ранее IAAF дала допуск только нашей прыгунье в длину Дарье Клишиной.
Это решение может серьезно повлиять на позицию Международного олимпийского комитета (МОК), который в воскресенье 24 июля должен вынести вердикт — допускать ли остальную российскую делегацию до Игр в Рио.
— Окончательного решения пока нет, есть только вердикт CAS, — заявил «Известиям» чемпион мира-2015 в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков. — Поэтому конструктивной позиции представить я не могу, только эмоции. Мне грустно. Я очень сильно разочарован. До конца пытался верить в здравый смысл арбитров CAS, но его, похоже, там нет. Верить дальше уже не стоит. Мы боролись как могли. Не получилось...
Еще одной жертвой IAAF и CAS оказалась чемпионка Европы-2012 в метании копья Вера Ребрик, которая также отобралась на Олимпиаду под флагом РФ. Уроженка и жительница Ялты ранее выступала за Украину, но в мае 2014 года, после вхождения Крыма в состав РФ, приняла российское гражданство.
— Я не жалею о решении принять гражданство России, даже с учетом того, что при ином выборе могла бы избежать этой участи, — призналась «Известиям» Ребрик. — Ситуация забавная, поскольку IAAF допустила Дарью Клишину, мотивируя это тем, что она еще до массовых допинговых скандалов начала тренироваться в США и не имела отношения к нашей системе. Я в своем заявлении в IAAF тоже указывала на то, что до весны 2014 года тренировалась в Ялте, на территории Крыма, который на тот момент формально не имел отношения к России. А став российской землей, он не мог так быстро интегрироваться в систему спорта РФ, чтобы считаться ее составной частью в допинговых скандалах. Если они, как утверждает WADA, были. Ведь крымский спорт присоединился к российскому позже, а первый допинговый скандал случился меньше чем через полгода. А еще через год мы, как и остальные российские спортсмены, уже контролировались британским антидопинговым агентством. Но мои аргументы IAAF проигнорировала. И вообще не ответила на них, отделавшись обобщенными доводами, идентичными тому, что были присланы остальным легкоатлетам. Это говорит о том, что IAAF вообще не читала наши заявления, а сразу сказала категоричное «нет».
Раскритиковал решение CAS и известный спортивный юрист Алексей Карпенко.
— Я был настроен более оптимистично, полагал, что арбитраж все-таки не будет вестись на истерию в СМИ, что развернулась на фоне доклада Макларена, и станет придерживаться принципа индивидуальной ответственности, а не коллективной, — сказал «Известиям» Карпенко. — На мой взгляд, CAS предвзято подошел к рассмотрению дела и нарушил базовый принцип любого правосудия, в том числе спортивного — это презумпция невиновности. Сейчас фактически наказаны спортсмены, чья вина в употреблении допинга не была доказана. На мой взгляд, если были выявлены системные нарушения антидопинговых законов в РФ, суд должен был наказывать систему. Дисквалифицировать руководящие спортивные органы, а не спортсменов. Дисквалифицировать лаборатории, конкретных чиновников, тренеров. Это скрупулезный процесс доказывания, установления фактов и привлечения к ответственности. Вместо этого они взяли и отстранили всех скопом. «Виноваты все — мы не будем разбираться!» Это не правосудие — это смешно.
Ранее ведомство Томаса Баха всячески затягивало вынесение решения. Еще на прошлой неделе президент МОК заявлял, что возможные нарушения антидопинговых правил во время зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, указанные в ряде заявлений бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, не должны сказаться на спортсменах из летних видов спорта. Однако во вторник, через сутки после публикации доклада канадского юриста, исполком МОКа провел телефонную конференцию, после чего заявил о создании комиссии по расследованию сведений, указанных в отчете Макларена. МОК объявил, что при принятии решения о допуске России до Олимпиады в Рио будет учтено решение CAS по легкоатлетам. Напомним, комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) под председательством Макларена расследовала заявления Родченкова и пришла к выводам, что допинг в России систематически поддерживался в период с 2011 по 2015 год. А во время Олимпиады в Сочи Родченков лично подменял пробирки с допинг-пробами по указанию заместителя министра спорта РФ Юрия Нагорных. Сразу после публикации доклада Нагорных и несколько его подчиненных были временно отстранены от занимаемых должностей решением руководящих лиц РФ до окончания расследования сведений, изложенных Маклареном.
Крупнейший допинговый скандал в российском спорте разгорелся в декабре 2014 года, когда немецкий канал ARD выпустил фильм журналиста Хайо Зеппельта, где ВФЛА обвинялось в систематическом покрывании употребления допинга среди российских спортсменов. Это привело к отставке многолетнего президента федерации Валентина Балахничева. В августе 2015 года Зеппельт выпустил вторую часть фильма, после которой WADA сформировала комиссию во главе со своим бывшим президентом Ричардом Паундом. В ноябре он опубликовал доклад, где обвинил российских чиновников в систематическом одобрении допинга. В результате ВФЛА, РУСАДА и Московская антидопинговая лаборатория были лишены международных аккредитаций. Родченков и его заместитель Тимофей Соболевский были уволены со своих постов, а в декабре 2015 года стало известно об их отъезде в США и получении работы в местных лабораториях.
← Назад