Владимир Путин в своем обращении 23 июня анонсировалнесколько налоговых изменений. Одно из самых важных связано с офшорами. Наверняка Минфин скоро все объяснит, а потом еще два раза объяснит, но сейчас к тому, что сказал Путин о налогах с офшоров, много вопросов. Вкратце слова президента: российские резиденты владеют иностранными компаниями, они платят на родине доходы от деятельности этих компаний по очень сложной, громоздкой схеме.
Глава государства предложил, чтобы такие предприниматели платили фиксированную сумму в 5 млн рублей в год. Это станет стимулом развития бизнеса в российской юрисдикции. Остается только добавить: и пусть здесь он спит спокойно.
Но все гораздо сложнее. Пять лет назад в России началась деофшоризация. Владельцы контролируемых иностранных компаний (сокращенно КИК) должны были о них рассказать налоговой, потом платить с доходов от КИКов налоги. Многие из таких россиян, в том числе из списка Forbes, предпочли «переехать» в другие страны, то есть сменить налоговое резидентство и платить налоги не в России, а по месту жительства, например в Великобритании или Швейцарии.
«Путин говорит очень просто, он же говорит для народа, а после этого у нас приходят министерство финансов, правительство и законодатель. И пишут к трем простым фразам закон длиной в десять страниц. Смена налогового резидентства сейчас — это непростая история. Люди реорганизовали свои активы, свою личную жизнь и стали налоговыми резидентами этих юрисдикций, договорились легальным способом с властями. И для того чтобы покинуть этот налоговый режим, там все тоже не так просто. Это целый серьезный набор юридических мер, а иногда это связано и с финансовыми потерями. Сейчас все это бросить и побежать платить 5 млн рублей — и снова мы в раю… Я в это не верю».
На первый взгляд, инициатива президента выглядит конфеткой: 5 млн рублей в год — это около 70 тысяч долларов. Что такое эти деньги по сравнению с прибылями иностранных активов россиян в миллионы, десятки и сотни миллионов долларов?
Допустим, найдутся те, кто ради таких сладких условий согласится снова коренным образом поменять свою жизнь. Вот только кто поручится, что через пару лет наши власти вновь не изменят правила игры? С другой стороны, те, кто не стал менять резидентство, действительно столкнулись с проблемами, когда начали платить налоги с прибыли своих иностранных компаний.
В прошлом году в налоговую поступила отчетность всего по семи тысячам таких КИКов. Это капля в море по сравнению с количеством офшорных структур, которыми на деле владеют россияне. И причина как раз в том, о чем сказал президент. Подача деклараций — это услуги юристов, кубометры бумаги, с которыми не всегда могут справиться налоговые инспекторы. И в этом смысле таким россиянам станет гораздо легче жить.
С другой стороны, не приведет ли все это к противоположной цели: если обращаться с КИКами станет просто и невероятно дешево, то почему бы не «прописать» свои российские компании за рубежом? И тогда деофшоризация потеряет приставку «де». Ситуацию комментирует управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner Андрей Гольцблат.
«Все начнут возвращаться в офшоры. Если тебе не надо ничего платить с доходов в офшоре, сейчас ты платишь 13%, а тебе надо платить всего 5 млн рублей в год, ну, замечательно, значит все побегут снова в офшоры. Вместо того чтобы рассчитывать доход, считать, сколько налог в 13%, ты платишь 5 млн рублей, и все. А что такое 5 млн рублей? Если у тебя офшорный бизнес, то 5 млн рублей — копейки. За 5 млн рублей офшор делать никто не будет. Доходы должны быть более существенны, чем 5 млн рублей».
Хотя наверняка в законе пропишут, что 5 млн рублей в год будут касаться только старых офшоров, ну и другие подробности. Одна из них сейчас очень волнует владельцев иностранных активов. У подавляющего большинства таких россиян далеко не одна иностранная компания. Их могут быть десятки, а то и сотни.
Так вот, 5 млн рублей в год придется платить за каждую компанию? Или же налог будут брать просто с владельца КИКов независимо от их количества? Иначе говоря, выдадут лицензию на КИК. Все, опять же, решат разъяснения правительства.
← Назад