Андорра без банковской тайны: прятать капитал все сложнее
Княжество отменит банковскую тайну в 2018 году. Чем Андорра привлекала состоятельных россиян и куда потечет капитал из этой страны?
Законопроект о том, чтобы сделать Крым офшором, может быть внесен в нижнюю палату уже в мае, сообщил Business FM автор документа. Ранее в апреле стало известно, что власти Крыма работают над проектом создания офшорной зоны на полуострове. Как заявлял тогда РБК глава республики Сергей Аксенов, идея обсуждается в правительстве России, но к единому понимаю там еще не пришли.
В Крыму уже третий год работает свободная экономическая зона. Ее резиденты не платят налог на прибыль организаций в федеральный бюджет, а в региональный платят по пониженной ставке. Компании также освобождаются на десять лет от налога на имущество и на три года от земельного налога.
В реестре зоны — около 900 участников: от индивидуальных предпринимателей до ФГУПа «Массандра», подотчетного управделами президента России. Но крупных инвесторов там нет — ни западных, ни российских. Они не идут в Крым из-за риска оказаться под санкциями.
Автор законопроекта, член думской фракции «Справедливая Россия» Алексей Чепа, заявил Business FM, что речь в нем идет не о крымском офшоре, а о борьбе с санкциями, которые могут грозить бизнесу, работающему в Крыму. Главная идея — обеспечить инвесторам анонимность, объясняет депутат.
Алексей Чепа
автор законопроекта, член думской фракции «Справедливая Россия»
«Одна из проблем, которая сегодня существует — это раскрытие бенефициара, потому что иностранцы боятся санкций, наши крупные госкорпорации тоже боятся санкций и не участвуют в инвестиционной жизни Крыма. Законопроект предполагает через трастовые формы не раскрывать бенефициара. Вводятся такие понятия, как международные компании, международные трасты, и тем самым мы даем возможность иностранным компаниям участвовать в экономической деятельности Крыма».
Крымские трасты, по задумке, должны получить права на переданные им активы. В этом случае бенефициар становится невидимым, но остается при доходах. Низкие налоги и анонимность инвесторов, по мнению автора законопроекта, помогут привлечь крупный бизнес на полуостров. По сути, это и получится самый настоящий офшор.
Законопроект, по информации газеты «Коммерсантъ», вызвал возражения в администрации президента, поскольку они противоречат соглашениям о раскрытии бенефициаров. Почему Кремль недоволен этим законопроектом?
Алексей Карпенко
адвокат, старший партнер компании Forward Legal
«Если же российские власти попытаются сделать режим инвестирования в Крыму анонимным, то это будет идти в разрез с требованиями FATF. Напомню, что Россия является членом организации по борьбе с отмыванием преступных доходов, так называемой группы FATF, и мы не можем вводить внутри государства режим закрытых инвестиций, анонимных инвестиций, потому что нашими партнерами по соответствующим международным договорам это будет воспринято как нарушение обязательств России».
Почему вообще появился законопроект о крымском офшоре?
Павел Салин
директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
«Здесь спайка интересов местных элит и ряда федеральных элит, которые заинтересованы в появлении механизмов, которые бы позволили выводить бюджетные средства из-под жесткого контроля. Чем более жесткая будет бюджетная политика, тем больше подобного рода инициатив будет появляться. Но следует понимать, что эти инициативы должны иметь еще такую вишенку на торте — «политическое обоснование». В данном случае обоснование — это необходимость привлечь средства инвесторов в экономику Крыма. А в результате, если будет одобрена инициатива, то получится очередная черная дыра. Ну и поэтому, наверное, федеральный центр на это не пойдет, потому что они прекрасно понимают, что произойдет в случае реализации данной инициативы».
В 2014 году существовавшее тогда Минкрыма предлагало создание на полуострове офшорной зоны с возможностью применения на его территории иностранного права. Об этом писали тогда «Ведомости». Позже от идеи отказались. Но решать вопрос с финансированием Крыма как-то придется. Здесь стоит напомнить о мартовском опросе ВЦИОМ, согласно которому, девять из десяти россиян считают, что полуостров должен получать из федерального бюджета финансовую поддержку в том же объеме, что и другие субъекты федерации. В 2014 году так считали 63% опрошенных. За тот же срок доля респондентов, которые согласны с тем, что Крыму и Севастополю нужно больше денег из федерального центра, чем другим регионам, сократилась более чем вдвое, с 23 до 10%.
← Назад