«Роснефть» может потребовать с АФК «Система» 180 млрд рублей, то есть сумма иска госкорпорации может увеличиться примерно на 70%. Об этом сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин, и на фоне этого заявления акции «Системы» пошли вниз.
Изначально госкорпорация требовала с «Системы» около 107 млрд рублей. Пересмотр суммы связан с курсом валют. «Роснефть» пытается взыскать деньги с компании Владимира Евтушенкова за убытки, причиненные при реорганизации «Башнефти». Но это происходило три года назад, а тогда курс доллара был почти в два раза ниже. Поэтому и сумма может пропорционально возрасти.
Этот процесс, по своей сути, не станет беспрецедентным, но впервые подобный спор происходит между столь крупными компаниями, одна из которых — самая крупная в России. Главная особенность в том, что «Роснефть» требует деньги за действия, к которым она не имела отношения. В 2014 году Евтушенков вернул «Башнефть» государству, и лишь два года спустя компанию купила «Роснефть».
Алексей Карпенко
адвокат, старший партнер компании Forward Legal
«Я не совсем понимаю, каким образом то, что происходило с компанией «Башнефть» до того, как «Роснефть» стала ее акционером, затрагивает права и законные интересы и ущемляет каким-то образом компанию «Роснефть». Подобного рода иски встречаются мне впервые за 20 лет практики. Я бы сказал, что, если бы истцом не была компания «Роснефть», шансы на удовлетворение этого иска были бы равны нулю».
На днях «Ведомости» выяснили, за что все-таки «Роснефть» требует огромную сумму. Когда-то Евтушенков использовал схему с перекрестным владением акциями. То есть у «Системы-Инвест» была доля в «Башнефти» и у «Башнефти» была доля в «Системе-Инвест». Но затем «Система» получила все 100% в «Башнефти», а «Башнефть» утратила контроль над пакетом в «Системе». При этом нефтяная компания лишилась части активов.
Все сделки одобрили акционеры. Но если вооружиться логикой «Роснефти», то получается, что они сами себе причинили убытки, считают опрошенные Business FM юристы. А теперь новый собственник пытается получить компенсацию за этот акт самовредительства. Впрочем, есть и иное мнение:
Роман Бевзенко
профессор Российской школы частного права
«Я встречал комментарии некоторых коллег в том смысле, что иск якобы абсурдный, потому что акционер может делать со своим акционерным обществом все, что угодно. Мне кажется, это очень поверхностный взгляд. Акционер обязан по отношению к своему обществу вести себя добросовестно, то есть не причинять ему вред. Поэтому, когда новый акционер обнаруживает, что старый акционер сделал что-то, что новый акционер считает сделанным вопреки доброй совести, разумеется, у него есть право на такой иск».
В 2016 году «Роснефть» заплатила за «Башнефть» почти 330 млрд рублей. Если корпорация увеличит сумму иска и суд встанет на ее сторону, то получится, что госкомпания вернет больше половины потраченных на «Башнефть» денег. Но цифру в 180 млрд, которую может потребовать «Роснефть», можно трактовать и по-другому.