Российским легкоатлетам могут запретить выступать даже в нейтральном статусе. Сверхжесткими мерами пригрозила Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ).
Членство в ней Всероссийской федерации легкой атлетики было приостановлено еще в 2015 году. Была определена «дорожная карта» для восстановления членства. Но теперь чиновники ИААФ заявили, что если не будет прогресса, то на заседании в июле россиянам могут вообще запретить участвовать в соревнованиях даже в нейтральном статусе, как сейчас. Что грозит российским спортсменам?
Иоланда Чен , чемпионка мира по легкой атлетике, телекомментатор:
«Допускать к международным соревнованиям чемпионатов Европы и мира, Олимпийским играм будут спортсменов так же, как на зимних Олимпийских играх, то есть по спискам. Будут определенным спортсменам давать разрешение и допуск на крупные соревнования, как это было сейчас на прошедшем чемпионате мира в Бирмингеме, куда допуск получили только семь российских спортсменов, в составе семь человек выступали на чемпионате мира. Правда, выступили мы значительно лучше, чем все остальные команды, потому что из семи человек две золотые медали привезли и одну серебряную, и еще девочки были в финале другие. Поэтому идет давление, не могу понять, с чем оно связано, поскольку, в принципе, вся эта государственная программа, так скажу я, от МОК, и от ИААФ, и от WADA потерпела полный крах, потому что ничего не было доказано. Тем не менее по всем фронтам продолжают нас давить, и я считаю, что все эти вещи связаны с недостаточной работой нашей федерации и нашего руководства, нашего Министерства спорта по защите наших спортсменов. Вот и все. На сегодняшний день, мы когда вели репортаж с чемпионата мира, разговаривали с нашим лучшим барьеристом Сергеем Шубенковым, чемпионом мира, он к данному моменту, на данный день, на сегодня еще допуска на турниры Гран-при и чемпионат Европы не имеет, но ему обещали к концу апреля этот допуск дать. Будем надеяться».
Удастся ли избежать дисквалификации?
Иван Швец , спортивный обозреватель Business FM:
«С требованиями ИААФ все очень конкретно: признать доклад Макларена и ждать восстановления РУСАДА как полноправного члена WADA. Еще два пункта выполняются некачественно: это тестирование наших легкоатлетов, с которым постоянно проблемы, например из-за доступа в закрытые города, а также увольнение всех тренеров и функционеров, о которых упоминалось все в том же докладе. Глава инспекционной комиссии ИААФ по контролю за работой отстраненной Всероссийской федерации Руне Андерсон специально подчеркнул, что полный список тех, к кому есть претензии, давно передали в ее распоряжение. К слову, президент ВФЛА Шляхтин сообщил, что намерен как можно быстрее лично переговорить с главой международной ассоциации Себастьяном Коэ. Только что это даст? Закончится, как с Игорем Левитиным в Пхенчхане: неожиданный визит в Корею, столько разговоров полушепотом, наконец, встреча среди бамбуковых зарослей, окутанная мраком таинственности. А что по итогам? И Крушельницкого сдали, и на церемонии закрытия все равно шли без флага, так и здесь. Убежден, ни Шляхтин, ни Колобков не смогут сделать то, что должен сделать фаворит президентской гонки 18 марта. А нужно все-таки признать этот ненавистный доклад, иначе мы доиграемся, что Россию вообще исключат из ИААФ. Сейчас ведь наше членство просто приостановлено, и есть возможность при выдаче разрешений от британской лаборатории UKADA заявляться в нейтральном статусе. С июля не будет и этого. А отечественным легкоатлетическим чиновникам лучше сосредоточиться на внутренних проблемах, о которых великий тренер Евгений Загорулько сказал не образно и недипломатично — «полная задница» — в интервью понедельничному «Спорт-экспрессу». По его словам, сегодня олимпийские нормативы у нас выполняют от силы 15-20 человек из 400 «сборников», при том что в этом виде спорте разыгрывается 47 комплектов наград. Постскриптум: Загорулько — это чемпионская машина. 5 марта очередной его воспитанник Данил Лысенко стал в Бирмингеме чемпионом мира в закрытых помещениях в прыжках в высоту».
«Мы хотим, чтобы Россия вернулась в наш состав, но все должны быть уверены, что спортсменам можно доверять», — заявил президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций Себастьян Коэ.
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрий Шляхтин планирует встретиться с Коэ и главой рабочей группы по вопросу восстановления ВФЛА Руне Андерсеном. Как предположил Шляхтин, «думаю, что под прогрессом они понимают признание доклада Макларена и восстановление РУСАДА, поскольку больше вопросов к нашей федерации у них нет». Чего от нас хочет ИААФ?
Дмитрий Шляхтин , президент Всероссийской федерации легкой атлетики:
«Эта история длится уже на протяжении больше двух лет. И федерация была отстранена еще в 2015 году. Соответственно, федерации были поставлены порядка 40 критериев, которые необходимо было выполнить для восстановления членства в ИААФ, потом в ходе отработки этих критериев количество критериев увеличилось до 196, и в этих 196 критериях появились пункты, которые остались сегодня неисполненными. Соответственно, все эти пункты сегодня были озвучены, и есть моменты, на которые федерация реально повлиять не может. Она не отвечает ни за восстановление РУСАДА, ни за признание государством доклада Макларена. Во-первых, было возмещение финансовых затрат совету ИААФ по обеспечению жизнедеятельности рабочей группы. Второе — восстановление РУСАДА, признание доклада Макларена и создание планов по тестированию наших атлетов. Вот и все, все вот эти критерии, которые должны мы выполнить. На каждом совете ИААФ рабочая группа отчитывается о проделанной за этот период времени работе федерации. Соответственно, каждые три-четыре месяца, как проходит совет ИААФ, рабочая группа готовит доклад совету ИААФ. Соответственно, в этом докладе указывается прогресс, которого достигла федерация. Просто вдумайтесь! Количество пунктов, которые мы выполнили и которые осталось выполнить. Соответственно, есть вещи, которые выполнимы федерацией, а есть вещи, которые невыполнимы федерацией. Восстановление РУСАДА — это не зона ответственности федерации. Признание доклада Макларена — это тоже не зона ответственности федерации».
Недавно Россия вернулась в «олимпийскую семью»: МОК восстановил членство Олимпийского комитета России. Но ИААФ вправе принимать решения, не оглядываясь на МОК, комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Алексей Карпенко, адвокат, старший партнер компании Forward Legal:
«Соответственно, это их решение — допускать или не допускать. Если допускать, у них есть два формата. Они допускают федерации, соответственно, принимают полностью заявку спортсменов России в данном конкретном случае. Второй вариант — они могут действовать, как МОК поступил сейчас на Олимпиаде в Корее, а именно пригласить по своему выбору индивидуальных атлетов под нейтральным флагом. Но также, поскольку эти соревнования проходят под их эгидой, и они определяют правила, и они приглашают или не приглашают атлетов, они могут отказать в приглашении атлетов той или иной страны. Это целиком и полностью их право и их юрисдикция. Ни Международный олимпийский комитет, никакие суды не имеют к этому отношения и не могут вмешаться в их решение и повлиять на него».
Виталий Мутко, попавший под санкции МОК из-за допингового скандала, между тем оставил должность председателя оргкомитета чемпионата мира по футболу 2018 года. Во вторник на этот пост был назначен Аркадий Дворкович.