«Черную кассу» в «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова создала ее бывший главный бухгалтер Нина Масляева — с таким обвинением выступила продюсер организации Екатерина Воронова, которая также проходит обвиняемой по делу о хищениях. Накануне ее объявили в международный розыск в связи с тем, что она уехала из страны. В открытом письме, опубликованном в издании Meduza, Воронова объясняет, что покинула Россию еще весной, до возбуждения уголовного дела.
Бывший главбух «Седьмой студии» Масляева находится под домашним арестом. Ранее она заявила о готовности сотрудничать со следствием и рассказала в суде о том, что по просьбе руководства «Седьмой студии» — бывшего гендиректора Юрия Итина и режиссера Кирилла Серебренникова — выводила деньги на счета фирм-однодневок. Однако продюсер Воронова пишет, что нарушения в финансовой отчетности появились как раз по вине Масляевой.
«Помимо неверных данных и ошибок в оформлении, в зарплатных ведомостях стояли подписи неизвестных мне людей, а также подписи сотрудников «Седьмой студии», в том числе и моя, однако ни я, ни другие сотрудники «Седьмой студии» не могли вспомнить, чтобы они такое подписывали, и своих подписей не узнавали. Кроме того, из этих же ведомостей и других документов, изучавшихся в ходе аудита, я узнала, что в «Седьмой студии» была официально трудоустроена дочь Нины Леонидовны Масляевой. Ей начислялась зарплата, получала она ее в действительности или нет, мне неизвестно, но, как бы то ни было, «Седьмая студия» заплатила за нее с расчетного счета почти 250 000 рублей налогов (о чем мне впоследствии сообщила новый главный бухгалтер).
Аудиторская проверка привела к еще одному результату […] Разница в объеме начисленной официально и выплаченной по факту зарплаты была очень значительной. Кроме того, у нас было выдано множество гонораров наличными, приобретено определенное количество необходимого для проведения мероприятий оборудования, декораций, костюмов, реквизита — их местонахождение и движение были понятны нам, но в отчетности должным образом отражены не были.
Вдобавок к этому мы готовились к закрытию «Платформы» […] Проект завершается, кому теперь может быть интересна наша внутренняя отчетность?! Под влиянием всех этих обстоятельств я тогда приняла решение, которое теперь считаю ошибочным, что документы можно и нужно уничтожить. Таким образом была уничтожена отчетность по расходованию наличных денег за три с половиной года — денег, потраченных исключительно на нужды «Платформы», на реализацию творческих проектов».
Перечисленные в открытом письме экс-продюсера «Седьмой студии» нарушения в работе бухгалтерии — классический пример обналичивания и мошенничества, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Алексей Карпенко
адвокат, старший партнер компании Forward Legal
«Он встречается достаточно часто не только в сфере театра, но и в очень разных компаниях, которые работают в очень разных отраслях. Это очень распространенный случай банковского мошенничества, когда в банках по расходным кассовым ордерам получают огромные суммы люди, которые реально в ведомости не значатся, и подписи там стоят подложные. И таких дел — сплошь и рядом. Выдача фиктивных заработных плат — судя по заявлению этой барышни, речь идет именно о том, что фиктивно раздавались деньги. Под видом заработных плат деньги обналичивались, и, возможно, они уходили в карман конкретным людям. Возможно, они тратились каким-то образом на что-то другое, возможно, даже на проекты, на покупку реквизита, на постановки и так далее. В любом случае фиктивное получение заработной платы было способом обналичивания. Безусловно, если в ведомостях на выдачу заработной платы стояли подложные подписи, если каким-то образом деньги, которые поступали, государственные субсидии на вот эту программу «Платформа» обналичивались не только через подложные зарплатные ведомости, но, например, через подставные однодневки-компании, контрагенты, то за это ответственность несет главный бухгалтер, она не могла об этом не знать. Причастен ли был к этому Серебренников или нет? Я думаю, что по должности — нет. Если мы говорим формально о штатном расписании, будучи художественным руководителем, он не должен был за это отвечать. Это ответственность генерального директора и главного бухгалтера. Знал ли он об этом или нет, делалось ли это с его ведома, входил ли он, выражаясь языком следователей и прокуратуры, в преступную группу, которая организовала подобного рода тему обналичивания, это будет устанавливать следствие».
Художественный руководитель «Гоголь-центра» режиссер Кирилл Серебренников, бывший гендиректор организации Юрий Итин, а также экс-чиновница Минкультуры и директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум находятся под домашним арестом. Бывший директор «Гоголь-центра» и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский — в СИЗО «Матросская Тишина». Мера пресечения будет действовать до 19 января.
Деятели культуры проходят по делу о хищении 70 млн рублей, выделенных «Седьмой студии» на проект «Платформа». Они не признают вину. При этом за них неоднократно вступались коллеги, общественные деятели и журналисты.
Обвинение, в частности, утверждает, что сотрудники «Седьмой студии» украли миллионы из бюджета, вместо того чтобы поставить спектакль «Сон в летнюю ночь». При этом премьера состоялась еще в ноябре 2012 года. С тех пор постановку показывали несколько раз, и есть свидетельства в СМИ — рецензии, а также отзывы самих зрителей. Более того, этот спектакль шел в «Гоголь-центре» и в 2017 году.