Польша пригрозила арестовать европейские активы «Газпрома» на 1,5 млрд долларов — в такую сумму Стокгольмский арбитраж оценил компенсацию, которая причитается польской государственной нефтегазовой компании, PGNiG.
Варшава просила пересмотреть в сторону снижения цену на газ, который поставлялся по газопроводу Ямал — Европа с ноября 2014 года. Суд поддержал польскую сторону, заявил польским СМИ замминистра государственных активов страны Януш Ковальский.
Он сказал, что на днях «Газпром» выставил счета за газ на старых условиях, то есть без учета решения суда. По словам Ковальского, теперь Польша может добиваться ареста активов «Газпрома», как это делал раньше «Нафтогаз Украины». По словам польского чиновника, речь идет прежде всего о трубопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2». О шансах сторон в газовом споре рассуждает адвокат Forward Legal Григорий Нистратов.
Януш Ковальский также заявил, что после 1 января 2023 года, когда завершится ямальский контракт, Польша не должна покупать газ у России.
Ситуация с ценой газа на европейском рынке складывается сейчас не в пользу «Газпрома». Такое мнение высказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
«Конъюнктура складывается в связи с затовариванием европейского рынка, в связи с известной эпидемией — все это пока в пользу низких цен на газ. Экспорт уже менее рентабелен, чем внутрироссийские продажи газа. Тоже любопытная тенденция, состояние рынка. Допустим, еще пять лет назад государство задумывалось, как прийти к равнодоходности, как это ускорить. Потом от этого принципа уже по большому счету отказались, чтобы подтягивать российские цены к экспортным. А здесь ситуация абсолютно иная: у нас на рынке ежегодная индексация, тариф на газ, а Европа последний год, 2019-й в особенности, и 2020-й, и не только Европа, а вообще экспортные направления показывают снижение чека. Пять-семь лет назад и по 500 долларов за тысячу кубов трубопроводный газ уходил в Германию, а теперь и 200 долларов — это большое счастье. А так газ уже в европейских хабах стоит гораздо меньше 100 долларов».
Компания — оператор проекта строительства «Северного потока — 2» не знает о каких-либо судебных разбирательствах, которые могли бы затронуть активы компании. Об этом ТАСС сообщил пресс-секретарь компании Йенс Мюллер. Сам «Газпром» ситуацию на момент публикации материала не прокомментировал.
← Назад