Ивану Пятибратову 74 года, он — бывший директор ОАО «Самараавтодор». Миллионер был уверен, что обеспечил себя, детей и внуков на годы вперед. Накопленный капитал решил вложить, стал клиентом компании «Тройка Диалог» в Самаре, много лет с ним общался руководитель отдела по работе с VIP-клиентами Алексей Верещагин. Затем Сбербанк купил «Тройку Диалог» и переименовал в Sberbank CIB.
Пятибратов вложил крупную сумму — более 100 млн рублей. Спустя несколько лет, в 2015 году, выяснилось, что денег на счетах нет, а Верещагин уже давно не работает в Сбербанке. Как в дальнейшем показало следствие, все подписанные с ним договоры были поддельными.
В суде Пятибратов пытался доказать, что часть денег разместил на депозит, но суд не нашел этому подтверждения. В материалах дела есть аудиозапись телефонных поручений на покупку бумаг, где за пожилого клиента говорит молодой человек, рассказал Business FM представитель Пятибратова, кандидат юридических наук, директор ЗАО «Лекс финанс групп» Наиль Идрисов:
Наиль Идрисов
директор ЗАО «Лекс финанс групп»
«В общей сложности 30 млн рублей он отправил на депозит и еще около 80 млн рублей — на инвестиционные средства. В 2015-м году, оказывается, его счета «обнулились», такой термин использовал Верещагин. В 2013 году Верещагин перестает работать в Сбербанке, но при этом представляется сотрудником Сбербанка. Он привлекал денежные средства Ивана Георгиевича и не только, самостоятельно ими распоряжался: покупал акции, продавал акции, между собой тасовал акции и получал какое-то вознаграждение, доход».
На суде выяснилось, что доход от управления Верещагин лично выплачивал Пятибратову. Это послужило доказательством того, что у них были устоявшиеся финансовые отношения вне отношений с банком. В комментарии Сбербанка Business FM говорится, что из судебных решений следует: Пятибратов и Верещагин имели гражданско-правовые отношения между собой без участия Сбербанка. Кроме того, Верещагин на момент совершения сделок с ценными бумагами Пятибратова не являлся сотрудником банка и действовал от своего имени.
Решением Самарского районного суда требования были удовлетворены частично — более 100 млн рублей должны быть взысканы с физических лиц: Верещагина и его сообщника. Суд отказался взыскать деньги со Сбербанка и Sberbank CIB, так как не были установлены какие-либо нарушения в действиях компаний. Такое решение означает, что деньги потерпевшему не вернут: активов у обвиняемых нет.
В последнее время VIP-клиенты все чаще становятся жертвами своих управляющих, или как в этом случае — фактически уже уволенного сотрудника банка, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Алексей Карпенко
адвокат, старший партнер компании Forward Legal
«Возросло количество случаев, которые проходят через меня и моих коллег, когда банковские клерки воруют деньги у клиентов банков. Особенно часто это встречается в случаях VIP-клиентов так называемых офисов Private Banking, когда речь идет не только о размещении денег в депозиты, но и об управлении деньгами, формировании портфелей и так далее. Количество жалоб возросло, количество обращений к нам, связанных с утратами крупных сумм денег и с убытками, причиненными недобросовестными действиями сотрудников банков, увеличивается, и к нам приходят все больше людей».
Не так давно суд признал недействительной сделку между Сбербанком и «Транснефтью». Сложный финансовый инструмент привел к убытку трубопроводной компании, теперь Сбербанк должен возместить 67 млрд рублей. Несмотря на то, что в «Транснефти» есть финансовый отдел, компании удалось доказать, что она не смогла оценить риски потерь, к которым привела эта сделка. В данном случае суд признал, что пожилой миллионер понимал все риски и доверил крупную сумму — более 100 млн рублей — Верещагину в обход банка. Конечно, это не однородные риски, но наглядные примеры. Физическим лицам стоит их учитывать.