Иностранцы избавляются от собственности на землю в Крыму. После выхода указа президента о запрете владения ею всеми, кто не является гражданином РФ, было продано 500 участков, пишет РБК. Указ вышел в марте прошлого года, а вступил в силу в минувшую субботу, 20 марта. На начало 2021 года иностранцам на полуострове принадлежало 11 тысяч участков.
Василий — гражданин Украины, сейчас живет в Москве. Свой участок в восточной части Крыма, которым он владел 20 лет, переоформил на жену-россиянку — продавать землю за бесценок не хочет:
«Вероятно, туда уедут родители и станут там строить себе дом. Продавать на сегодняшний день участки в Крыму, во всяком случае в той части, в которой у меня, неликвидно. Не существует там рыночной цены. Та цена, которую вы видите на ЦИАН и «Авито», не рыночная. В условиях, когда у вас на рынок выбрасывается гора участков, которые готовы продать за минимальную цену, тут уже рынка нет, тут есть как бы лоты. Кто сильнее прогнет продавца, тот и выиграл. По кадастровой стоимости он не стоит буквально ничего».
Пока неясно, будут продавать по рыночной стоимости или кадастровой. На рынке цена сотки вдали от курортов начинается от 50 тысяч рублей, у моря доходит до 2,5 млн рублей. Понятно, спрос высокий только на побережье. Однако в Крыму немало тех, кто обосновался там десятилетия назад, но был прописан где-нибудь в Харькове или Одессе, и люди продолжают жить на своих участках. При этом указ касается только земли, но не домов, говорит крымский журналист Александр Горный:
«Многие сохранили украинское гражданство, многие переоформили свои старые украинские паспорта на новые. И надо понимать, что это тоже иностранцы, и, с точки зрения российского законодательства, насколько я понимаю, эти граждане тоже должны потерять право собственности на земельные участки. Здесь мы видим такую очень странную историю: вот владеть землей нельзя — недвижимостью можно. И как владеть домом без земли, а если эту землю кто-то выкупит? За год это было объявлено, все прекрасно это понимали еще в 2014 году. Если человек за семь лет не решил этот вопрос, то это, значит, его проблема».
В российском праве существует принцип единства земельного участка и объектов недвижимости, которые на нем находятся, и разрывать это владение нельзя. Поэтому возникает юридическая коллизия. Комментирует юрист компании «Стрим» Мария Понаморева:
— Не исключено. Но здесь возникает сразу тогда следом вопрос: если собственник проигнорирует такое уведомление, такое предупреждение о необходимости перевода, то встает вопрос о судьбе и этого строения. То есть теряется статус платформы, скажем так, земельного участка.
Однако в Земельном кодексе уже давно есть запрет на владение иностранцами земелей на приграничных территориях, список которых устанавливает президент. И последний указ лишь расширил его. Собственники могут пойти в суд, но вряд ли дело закончится успешно, считает адвокат Forward Legal Григорий Нистратов:
«Опыт, на который они могут ссылаться, это вот предыдущие успехи украинских компаний в Гаагском третейском суде, основанные на соглашениях по защите инвестиций 1998 года между Россий и Украиной. Там речь идет именно об инвестициях. А та ситуация, о которой мы говорим, под подобное понятие, я так полагаю, не подпадает. С чем они пойдут в международный суд? С требованием о выплате компенсаций? Так они ее уже получили или получат».
Кстати, запрет касается и иностранных юрлиц. Две недели назад санаторий в Евпатории выиграл иск к Харьковскому экономико-правовому университету о признании его права собственности на землю, на которой стоит санаторий, недействительным.
Согласно указу президента РФ, помимо Крыма и Севастополя, запрет на владение участков иностранцами распространяется на Астраханскую и Калининградскую области.
← Назад