Арбитражный суд Москвы 19 декабря отменил решение о признании бывшего владельца Домостроительного комбината № 1 (ДСК-1) Владимира Копелева банкротом и отправил заявление на пересмотр, сказано в материалах дела. В этот же день был снят арест с акций предприятия.
Основанный в 1961 г. ДСК-1 – один из крупнейших домостроительных комбинатов России. Спор о его акциях идет несколько лет. В 2004 г. неустановленные лица получили чистые листы с подписями Копелева и продали акции ДСК-1 фирме Noble Technologies, писал «Коммерсантъ». Затем стороны расторгли сделку, но по условиям договора Копелев должен был выплатить другой фирме – Kithia Limited – 241 млн швейцарских франков. Сам комбинат с 2016 г. принадлежит одному из крупнейших застройщиков жилья Московского региона – группе ФСК Владимира Воронина (ранее – ФСК «Лидер»).
Фирму Kithia в судах представлял юрист Кантемир Карамзин, ранее говоривший «Ведомостям», что бенефициар Kithia – бизнесмен Марк Ричардс. Вместе с Карамзиным Ричардс участвовал в нескольких громких историях: например, в начале 2000-х они пытались получить контроль над Военно-строительным управлением Москвы и бывшим особняком фонда «Открытое общество» Джорджа Сороса на Озерковской набережной.
Копелев долг перед Kithia не признавал. Но третейский суд «Росарбитраж» долг подтвердил, и на этом основании Kithia инициировала банкротство Копелева. В рамках банкротства Арбитражный суд Москвы арестовал личное имущество бизнесмена и 91% акций ДСК-1, оцененных в 9,1 млрд руб.
Московский арбитраж, сказано в его решении, пересмотрит заявление о банкротстве Копелева по вновь открывшимся обстоятельствам. Представитель ФСК пояснил, что апелляционная коллегия Мосгорсуда признала недействительным исполнительный лист, который дал Kithia право требовать банкротства предпринимателя. Но определение Пресненского районного суда, признавшего долг Копелева перед Kithia, в силе, указывает представляющий интересы Kithia адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Александр Кравченко. А исполнительный лист, говорит он, отозван, так как Kithia якобы сама не просила его выдать. Это, по его словам, не так, а кроме того, Гражданский кодекс в данном случае этого и не требует.
Савеловский суд, по словам представителя ФСК, признал недействительным расторжение договора купли-продажи акций между Kithia, Noble Technologies и Копелевым. Это, по его словам, также было для арбитражного суда основанием пересмотреть дело. Но срок, когда можно было просить пересмотреть решение о банкротстве, истек, возражает Кравченко. Поэтому, по его мнению, суд необоснованно отменил решение о банкротстве Копелева. Кравченко указывает, что 20 декабря Мосгорсуд дал финансовому управляющему Копелева возможность оспорить решение Савеловского районного суда, т. е. оно не вступило в законную силу.
30 января 2020 г. Арбитражный суд Москвы еще раз рассмотрит заявление Kithia о признании Копелева банкротом. Чтобы его удовлетворили, Kithia должна получить новый исполнительный лист, говорит адвокат Forward Legal Александр Филатов. Это, по его мнению, непросто: договор, на основании которого Kithia взыскала долг в третейском суде, тоже признан недействительным.
Kithia, рассуждает Филатов, может обжаловать отмену решения о банкротстве Копелева, что позволит отложить заседание арбитражного суда и выиграть немного времени. Кравченко подтвердил, что Kithia планирует обжаловать то решение.
Партнер компании «Сотби» Владимир Журавчак считает отмену обеспечительных мер преждевременной и необоснованной. По его словам, даже при повторной проверке обоснованности производства по делу о банкротстве, скорее всего, оно не будет прекращено: у Копелева есть и другие кредиторы помимо Kithia, значит, необходимость обеспечительных мер сохраняется.
Представитель Копелева от комментариев отказался, связаться с финансовым управляющим Копелева Евгением Акуловым не удалось.