«Балтика» обратилась в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании со структур Carlsberg Group убытков в 6,24 млрд датских крон, или 84,1 млрд руб. по курсу ЦБ. Об этом сказано в определении суда от 18 марта 2024 года. Ответчиками выступают Carlsberg Breweries A/S, Carlsberg Sverige Aktiebolag, Carlsberg Deutschland GmbH и ООО «Хоппи Юнион». Последние три компании владеют долями в «Балтике», находящимися с июля 2023 года в управлении Росимущества.
Суд оставил заявление без движения из-за отсутствия части документов и попросил истца обосновать необходимость привлечения в качестве третьего лица Росимущества.
В «Балтике» отказались от комментариев. В Carlsberg Group и Росимуществе на вопросы “Ъ” не ответили.
«Балтика» управляет восемью заводами, где выпускается более 50 брендов, включая «Балтику», «Дон», «Арсенальное», Zatecky Gus и др. Считается вторым производителем пива в России после AB InBev Efes (марки Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник из бочонка», «Клинское»). После передачи долей в «Балтике» в управление Росимуществу президентом компании был назначен ее основатель Таймураз Боллоев, и между «Балтикой» и Carlsberg начался конфликт.
В Carlsberg заявили о расторжении с «Балтикой» лицензий на международные и региональные бренды. А «Балтика» в ответ подала иски о признании недействительным отказа от соглашения на марки Seth & Riley’s Garage, Holsten, Kronenbourg, Tuborg, Carlsberg и Grimbergen. Господин Боллоев в письме в Росимущество с просьбой национализировать «Балтику» также обвинял Carlsberg в «недружественных и противоправных действиях», в частности, в передаче лицензионных прав на бренд «Балтика» для использования в 11 странах сроком на 20 лет, писала газета «Ведомости».
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель отмечает, что убытки могли возникнуть в результате одобрения иностранными учредителями сделок, которые повлекли для «Балтики» неблагоприятные последствия, к чему можно отнести и выплату дивидендов.
Управляющий партнер Novator Legal Group Вячеслав Косаков говорит, что в контексте сложной экономической ситуации выплата дивидендов может говорить о злоупотреблении или недобросовестных действиях. Гендиректор «Онлайн Патент» Алина Акиншина считает, что требования могут быть связаны с лицензированием товарных знаков. В числе вариантов обоснования она называет ограничение возможностей «Балтики» по выпуску напитков под брендами Carlsberg и ущерб, нанесенный действиями менеджмента по распоряжению правами на товарные знаки.
Руководитель судебного отдела Patentus Максим Волков отмечает, что целью «Балтики» может быть формирование задолженности структур Carlsberg для закрытия встречных требований взаимозачетом или для обращения взыскания на имущество. Взыскание с иностранных акционеров российским судом значительных сумм может позволить затем обратить взыскание на принадлежащие тем доли, легализовав процесс лишения их права собственности на актив, говорит господин Учитель. Адвокат Forward Legal Евгений Зубков добавляет, что в качестве обеспечительных мер «Балтика» может заявить и требование об аресте активов ответчиков.
Carlsberg в отчетности за 2023 год оценила стоимость чистых активов от прекращенной деятельности в России в 7,5 млрд датских крон, или 101 млрд руб. по курсу ЦБ.
По словам господина Косакова, если взыскание средств со структур Carlsberg будет обращено на доли в «Балтике», эти доли могут вернуться к компании, а потом реализованы третьим лицам. Управляющий партнер Skif Consulting Дмитрий Демиденко отмечает, что давление на иностранных учредителей может быть и частью сложной стратегии в условиях поступающих угроз о конфискации российских активов за рубежом.
По словам независимого эксперта пивного рынка Алексея Небольсина, каких-либо угроз для бизнеса «Балтики» в условиях конфликта с Carlsberg нет. По его мнению, «Балтика» в текущих условиях может сосредоточиться на продвижении флагманской марки, и уход глобальных брендов не приведет к сильному снижению производства.
← Назад