«Учитывая сложившиеся тенденции, совершенно очевидно, что Россия не примет решения о выплатах, которые установил гаагский суд. Конституция РФ полностью это допускает — что в текущей редакции, что в поправках, предложенных президентом (речь идет о возможности не исполнять решения международных органов и организаций, в которых Россия состоит). Юридически заставить Россию легализовать гаагское решение невозможно — никто не вправе вторгаться во внутренние дела государства, а исполнение иностранного решения является его внутренним делом. Другое дело, что игнорирование гаагского решения в российском правовом поле, скорее всего, будет иметь политические и экономические последствия в виде тех же санкций.  Что касается зарубежных стран, есть основания полагать, что они признают решение Гаагского суда и действительно начнут арестовывать российское имущество. Могут возникнуть сложности и с неприкосновенным имуществом – здания консульств и посольств, военная техника, культурное и историческое наследие могут быть арестованы, но для этого нужно будет доказать, что они используются в коммерческих целях, не связанных с суверенными функциями государства».

Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров

«Нужно понимать, что наложить взыскание можно только на имущество и активы, на которые не распространяется суверенный иммунитет. Нельзя претендовать на помещения посольства или на военный корабль. В таких случаях успешный истец нанимает специализированную фирму по поиску активов и исходя из ее сведений определяет — в каких юрисдикциях целесообразно принудительно исполнять решение. Традиционные страны для этого — Великобритания, Франция, США, Швейцария. Что касается военной техники, здесь действует такой принцип: настоящий военный корабль пользуется иммунитетом, а танк или бронетранспортер, приехавший на выставку, — нет. Его собственником является не Российская Федерация, а условный «Рособоронэкспорт» — юридическое лицо, чьим акционером является РФ. И вот его арестовать можно».

Специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин

«Вероятнее всего, в числе первых стран, которая будет арестовывать российское имущество, снова окажется Франция. Ранее она уже арестовывала не только собственно российское имущество, но и принадлежащие ВГТРК 7,5% акций европейского телевещателя Euronews (впоследствии арест был отменен). Сейчас вслепую арестовывать имущество РФ, не боясь последствий, мешает Закон о юрисдикционных иммунитетах — он позволяет России применять симметричные меры на основе принципа взаимности. Закон был принят как раз после того, как на первом круге рассмотрения дела ЮКОСа были арестованы российские активы в США, Великобритании, Индии и Германии».

Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров