Сегодня стало известно, что бывшие акционеры ЮКОСа одержали победу в споре с Российской Федерацией по делу о $50 млрд: Апелляционный суд в Гааге подтвердил решение международного арбитража 2014 года и обязал Россию выплатить всю сумму ущерба. Российские власти уже заявили, что будут оспаривать это решение в Верховном суде Нидерландов. The Bell узнал у юристов, что будет, если Россия откажется его исполнять, воспользовавшись, например, готовящимися поправками в Конституцию о приоритете российских норм над международными соглашениями.
Что произошло?
Судебное разбирательство в Апелляционном суде Нидерландов прошло еще в сентябре 2019 года, но вердикт суда по делу ЮКОСа опубликован только сейчас. Суд решил, что Российская Федерация должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в $50 млрд (около 3% российского ВВП). Такое решение в июле 2014 года вынес Международный арбитражный трибунал, спустя два года Окружной суд Гааги его отменил, но Апелляционный суд вновь вернул ему законную силу.
Мы спросили у юристов, как события будут развивать дальше, может ли Россия не подчиниться этому решению и что ей за это грозит.
Об этом говорят
«Согласно нидерландскому праву, постановление апелляционного суда — окончательное. Верховный суд Нидерландов может принять жалобу России только по незначительному числу процедурных оснований, но не более. Сейчас экс-акционеры ЮКОСа — это компании Hulley Enterprises Ltd. (Кипр), Yukos Universal Ltd. (остров Мэн) и Veteran Petroleum Ltd. (Кипр) — должны будут направить в российский Минфин требование о добровольной выплате $50 млрд по решению международного арбитража в Гааге от 18 июля 2014 года и дать ведомству какой-то разумный срок на исполнение этого требования. В случае неисполнения или несвоевременного исполнения эти же самые компании получат право принудительного взыскания с РФ $50 млрд. В тех юрисдикциях, где у Российской Федерации имеются активы, компании будут обращаться в государственный суд соответствующей страны с ходатайством об аресте госактивов России. В особой группе риска — самолеты на международных аэрошоу, парусники, заходящие в иностранные порты, а также торговые суда в государственной собственности».
Специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин
«Процедуры по арестам активов за границей по делу ЮКОСа идут давно, разница сейчас лишь в том, что после сегодняшнего решения аресты пойдут энергичнее. Точно по срокам сказать сложно, но Великобритания может арестовать и продать активы меньше чем за год, во Франции процесс будет длиться около года, в Германии и Бельгии — до двух лет. При этом для поиска активов у экс-акционеров ЮКОСа есть более 100 стран — решение международного коммерческого арбитража (сегодняшний суд просто окончательно признал его законным) обязаны исполнять все страны-участники Женевских конвенций. Еще одна важная деталь — после финального решения все аресты госимущества за рубежом будут назначаться проще и быстрее».
Адвокат Forward Legal Станислав Бородаев
«Учитывая сложившиеся тенденции, совершенно очевидно, что Россия не примет решения о выплатах, которые установил гаагский суд. Конституция РФ полностью это допускает — что в текущей редакции, что в поправках, предложенных президентом (речь идет о возможности не исполнять решения международных органов и организаций, в которых Россия состоит). Юридически заставить Россию легализовать гаагское решение невозможно — никто не вправе вторгаться во внутренние дела государства, а исполнение иностранного решения является его внутренним делом. Другое дело, что игнорирование гаагского решения в российском правовом поле, скорее всего, будет иметь политические и экономические последствия в виде тех же санкций. Что касается зарубежных стран, есть основания полагать, что они признают решение Гаагского суда и действительно начнут арестовывать российское имущество. Могут возникнуть сложности и с неприкосновенным имуществом – здания консульств и посольств, военная техника, культурное и историческое наследие могут быть арестованы, но для этого нужно будет доказать, что они используются в коммерческих целях, не связанных с суверенными функциями государства».
Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров
«Нужно понимать, что наложить взыскание можно только на имущество и активы, на которые не распространяется суверенный иммунитет. Нельзя претендовать на помещения посольства или на военный корабль. В таких случаях успешный истец нанимает специализированную фирму по поиску активов и исходя из ее сведений определяет — в каких юрисдикциях целесообразно принудительно исполнять решение. Традиционные страны для этого — Великобритания, Франция, США, Швейцария. Что касается военной техники, здесь действует такой принцип: настоящий военный корабль пользуется иммунитетом, а танк или бронетранспортер, приехавший на выставку, — нет. Его собственником является не Российская Федерация, а условный «Рособоронэкспорт» — юридическое лицо, чьим акционером является РФ. И вот его арестовать можно».
Специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин
«Вероятнее всего, в числе первых стран, которая будет арестовывать российское имущество, снова окажется Франция. Ранее она уже арестовывала не только собственно российское имущество, но и принадлежащие ВГТРК 7,5% акций европейского телевещателя Euronews (впоследствии арест был отменен). Сейчас вслепую арестовывать имущество РФ, не боясь последствий, мешает Закон о юрисдикционных иммунитетах — он позволяет России применять симметричные меры на основе принципа взаимности. Закон был принят как раз после того, как на первом круге рассмотрения дела ЮКОСа были арестованы российские активы в США, Великобритании, Индии и Германии».
Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров
← Назад