Президент России Владимир Путин подписал указ об ответном изъятии иностранных активов. Согласно указу, при конфискации в США и «примкнувших к ним» других государствах имущества России, российских граждан или компаний, связанных с такими странами, имущество в России переводится во временное управление.
Временным управляющим таких активов станет Росимущество. В ведомстве пояснили, что владельцы не лишаются активов, но первоначальный собственник больше не может принимать управленческие решения.
Fortum в России, согласно информации на сайте компании, — один из ведущих производителей и поставщиков тепловой и электрической энергии на Урале и в Западной Сибири. Она владеет семью теплоэлектростанциями. Четыре — в Челябинской области и еще три — в Тюменской. Балансовая стоимость активов финской группы в России оценивается в 1,7 млрд евро. Указом президента под временным управлением России окажутся 69,8% акций местного отделения и 28,3% акций головного холдинга Fortum.
У «Юнипро» — пять теплоэлектростанций по России. Это объекты в Красноярском крае, Смоленской, Тюменской и Московской областях, а также в Пермском крае. По заявлению компании, ее доля в общероссийском производстве электроэнергии за 2021 год составляет 4,1%. Под управление Росимущества теперь перейдет 83,7% акций «Юнипро».
Комментирует Михаил Леонтьев, пресс-секретарь компании «Роснефть». Именно у нее власти ФРГ конфисковали три нефтеперерабатывающих завода в Шведте, Карлсруэ и Вогбурге.
«Мы знаем, что приняты поправки в законодательство Германии, суть которых состоит в том, что оно позволяет продать актив без процедур национализации, которые ранее были предусмотрены, то есть это в принципе продажа краденого. Они готовятся уже чисто юридически, если это вообще можно назвать правовыми мерами, к конфискации и продаже активов. В этом контексте особенно кажется долгожданным, своевременным и абсолютно адекватным тот указ, который вышел. Потому что есть 520-й указ президента, он направлен на то, чтобы обеспечить компенсацию ущерба российским компаниям в случае незаконного изъятия, конфискации их имущества. Он исходит из того, насколько я понимаю, что активы, находящиеся у нас, активы недружественных стран и компаний, и активы там, они сопоставимы. Кстати, я хочу заметить, что речь идет не об изъятии активов, пока они не изъяты, а пока только об обеспечительном аресте, то есть о введении внешнего управления. Что мы видели? Мы видели бурную деятельность, вакханалию эксклюзивных решений по выводу денег, дивидендов по передаче менеджменту за копейки. Все это на основании эксклюзивных решений разбазаривание того обеспечения, которое было создано 520-м указом президента. Сейчас мы видим адекватный, мощный и сильный прецедент».
Список компаний, которых передадут под управление Росимущества, скорее всего, расширят. Но под действие указа попадают не любые иностранные активы, уточняет партнер Forward Legal Андрей Филиппенко:
«Несмотря на то что этот перечень был утвержден в сокращенном виде, глядя на формулировки, можно утверждать, что этот перечень в последующем может быть расширен. Критерия два, они альтернативны. Первый критерий — это что соответствующие государства из числа недружественных в какой-то момент времени изъяли принудительным образом активы РФ или юридических лиц, учрежденных в РФ, и второй критерий — это если есть угроза подобного изъятия или ограничения имущественных прав российских организаций или российского государства за рубежом. То есть это не любые иностранные юридические лица, а только тот перечень, который был утвержден еще в прошлом году президентом, которые называются недружественными. Теоретически это может быть по решению президента, при условии внесения и расширения списка, который являлся приложением к указу, любая компания, которая контролируется недружественным государством или акционерами из недружественных государств. Дополнительных критериев, которые могли бы сузить перечень потенциальных иностранных бизнесов, которые могут попасть в этот список, в указе не предусмотрено. По опыту предыдущих контрсанкционных указов, сами формулировки и критерии практически никогда не менялись, скорее всего, этого не случится. Единственное, что может произойти, — это будет скорректирован, расширен список тех конкретных компаний, чьи активы будут переданы Росимуществу под внешнее управление».
Финская Fortum заявила, что для нее остается неясным, как указ президента РФ об ответном изъятии иностранных активов повлияет на деятельность компании в России и процесс продажи активов. Акции «Юнипро» на фоне новостей сначала росли на 5%, сейчас перешли к падению.
Fortum и Uniper ранее заявляли о планах уйти из России на фоне спецоперации на Украине. О планах выйти из российских активов заявила германская Wintershall Dea. Это одна из крупнейших нефтегазовых компаний Европы. Она вывозит персонал из России. Глава компании Марио Мерен отметил, что процесс ухода из России сложный из-за барьеров и препятствий со стороны властей.
The Washington Post ранее сообщила, что, по разным оценкам, Россию покинули около 9% европейских компаний. По другим данным, из страны ушли всего 7% иностранных компаний и около 15% заявили о таких планах. Осталось же около 2 тысяч зарубежных компаний.
← Назад