На днях в России был принят закон о цифровых правах — первый из пакета законопроектов о регулировании цифровой экономики. Этот документ впервые ввел понятие «цифровых прав» и предусмотрел новую форму заключения договоров, подходящую для смарт-контрактов (технология на базе блокчейна, предназначенная для заключения и исполнения коммерческих сделок). В ближайшее время Госдума планирует принять во втором и третьем чтении еще два законопроекта из пакета о цифровой экономике — о цифровых финансовых активах и о краудфандинге.
Эти законы будут регулировать выпуск и обращение токенов — одного из видов криптовалютных активов, который используется для привлечения финансирования. На фоне этих новостей Банк России уже заявил, что ограничит возможность покупки токенов для неквалифицированных инвесторов. ЦБ планирует разрешить им вкладываться в эти криптоактивы только в пределах определенной суммы в расчете на год.
Кто именно попадет в разряд «неквалифицированных инвесторов», будет определено в законах о цифровой экономике и актах Банка России. Сейчас в законе о рынке ценных бумаг используется только понятие «квалифицированных инвесторов». Ими являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, банки, иные институциональные инвесторы, а также юридические и физические лица, которые соответствуют установленным критериям.
Физическое лицо признается квалифицированным инвестором, если оно имеет в собственности имущество стоимостью более 6 млн рублей, либо владеет ценными бумагами и деривативами оценочной стоимостью более 6 млн рублей. Также этот на этот статус могут претендовать россияне, проработавшие в инвестиционной или брокерской компании 2-3 года, либо имеющие экономическое образование или подходящий квалификационный аттестат (ФСФР, CFA).
Законодатель разделяет инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных для того, чтобы защитить наиболее уязвимых лиц (неквалифицированных) от значительных потерь на высокорисковых финансовых рынках. Такие патерналистские меры прежде всего направлены на защиту россиян, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов, а также специального образования и опыта работы в сфере инвестиций.
Рынок цифровых финансовых активов (токенов, криптовалют) сегодня действительно слабо урегулирован и предоставляет инвесторам минимум гарантий. При этом он показывает существенный рост. Похожие ситуации в прошлом нередко заканчивались крахом: достаточно вспомнить пузырь доткомов и ипотечный кризис 2008 года в США, а также МММ и другие финансовые пирамиды в России. В связи с этим государство вынуждено либо ужесточать требования к эмитентам финансовых инструментов, либо ограничивать возможность участия в таких проектах для неквалифицированных инвесторов, страхуя себя от возможных социальных рисков и экономических кризисов.
Ограничения для неквалифицированных инвесторов не стали изобретением российских законодателей и Банка России. Изначально эта идея возникла в США после краха на американских фондовых биржах в 1929 году и последовавшей за этим Великой Депрессии. Чтобы избежать повторения таких сценариев, в 1933 году американские власти приняли закон о ценных бумагах и учредили Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).
Документ обязал участников рынка регистрировать все выпуски ценных бумаг. Также закон предусмотрел исключения для случаев, когда все ценные бумаги размещались среди «связанных лиц». В дальнейшем категория «связанных лиц» трансформировалась в «аккредитованных инвесторов», для которых не действует значительный объем ограничений на финансовых рынках.
В настоящее время неаккредитованными инвесторами в США признаются лица, имеющие годовой доход менее $200 000 (либо $300 000, включая супруга) и стоимость собственных активов менее $1 млн. Эмитенты в США зачастую не заинтересованы в привлечении инвестиций от неаккредитованных инвесторов, так как это требует сложной и затратной процедуры регистрации выпуска и проспекта эмиссии в SEC. Размещение же ценных бумаг только среди аккредитованных инвесторов позволяет избежать такой регистрации, поэтому значительная часть выпускаемых финансовых активов в США рассчитана только на квалифицированных инвесторов.
В Великобритании финансовый регулятор (FCA) предусматривает несколько категорий инвесторов, включая «ограниченных» инвесторов, инвестиции которых в течение 12 месяцев не превышают 10% от их активов; «консультируемых инвесторов», которые работают совместно с финансовыми консультантами; «инвесторов с собственной квалификацией», которые имеют соответствующий опыт в финансовой сфере; «инвесторов с высоким доходом», которые имеют годовой доход не менее £100 000 и активы стоимостью более £250 000.
Получается, что регулируя рынки ценных бумаг, законодатели, как правило, закрепляют две альтернативные модели. Первая модель предполагает возможность размещения финансовых инструментов среди неограниченного круга лиц. В таком случае власти предъявляют жесткие регуляторные требования к эмитенту, связанные с раскрытием информации и сложной процедурой регистрации проспекта эмиссии. Вторая модель не предусматривает повышенные требования к эмитенту, но позволяет размещать финансовые инструменты только среди квалифицированных инвесторов, обладающих достаточным доходом, знаниями и опытом для самостоятельной оценки финансовых рисков.
Применительно к криптоактивам модель, предусматривающая существенные регуляторные требования к эмитенту, не работает из-за специфики криптовалютной отрасли — организаторы размещения токенов зачастую базируются в иностранных юрисдикциях. Остается вторая модель — ограничение доступа на рынки цифровых активов для неквалифицированных инвесторов. Основные возражения по этому вопросу касаются критериев доступа на рынок. В случае с криптовалютами и токенами скорее должны использоваться критерии знания технологий и цифровой сферы, нежели уровень дохода инвестора. Специалисты часто отмечают, что рынок криптоактивов скорее рассчитан на молодых и еще не очень состоятельных инвесторов, чем на «заслуженных» и богатых.
В США значительная часть токенов регулируется так же, как и традиционные финансовые инструменты. К ним применяется аналогичный правовой режим, включая требование о регистрации для эмитентов либо ограничения на инвестиции для неаккредитованных инвесторов. Проекты российских законов о цифровой экономике не предъявляют излишне жестких требований к эмитентам цифровых финансовых активов, предлагая лишь ограничения на инвестирование для неквалифицированных инвесторов. Такой подход соответствует специфике этого рынка, но многое будет зависеть от того, насколько разумными и экономически обоснованными окажутся такие ограничения.