Источники “Ъ” в трех авиакомпаниях рассказали, что «ВЭБ-лизинг» (входит в ВЭБ.РФ) предлагает российским перевозчикам рассмотреть лизинг Airbus А321neo. Речь идет о 22 самолетах, твердый контракт на закупку которых был заключен с Airbus еще для нужд «Трансаэро», прекратившей полеты в 2015 году. Исходно стороны договорились о поставке первых А320 в 2019 году, с появлением новой модели тип самолетов заменили.
По данным источников “Ъ” в лизинговых компаниях, «ВЭБ-лизинг» летом просрочил авансовый платеж на $84 млн и потерял прежние слоты на строительство, поставку перенесли на 2023–2026 годы.
Для «Трансаэро» в 2014 году «ВЭБ-лизинг» также заказал 22 Boeing 737 MAX. Его ирландская структура Timaero Ireland успела получить в 2019 году два самолета. После запрета полетов модели Timaero Ireland потребовала в суде аннулировать контракт с Boeing и вернуть авансы. По данным WSJ, речь шла о $185 млн. Судебный процесс еще не окончен. В 2018 году «Ведомости» писали, что общая сумма двух сделок могла составить около $2,4 млрд, а внесенная предоплата — до $240 млн.
По словам собеседников “Ъ”, предоплата обычно составляет 30–50% от реальной стоимости самолета, или 15–30% — от каталожной. Со всеми скидками рыночная стоимость А321neo — около $50 млн, говорит Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». Каталожная цена удлиненной версии на 240 пассажиров, по словам аналитика «Фридом Финанс» Александра Осина,— $129,5 млн. Другие источники уточняют, что контракты заключались по ценам выше средних по рынку.
В ВЭБ.РФ “Ъ” подтвердили, что «контракт с Airbus не расторгался и не завершен, финансовый результат не фиксировался».
Информацию о просроченных платежах в компании не прокомментировали. «Группа ВЭБ.РФ находится в плотном контакте с руководством авиапроизводителя и ряда ведущих компаний в сфере гражданской авиации для решения вопроса по переводу действующего контракта на новое лицо и обеспечения будущих поставок самолетов по новому графику с учетом потребностей рынка»,— сообщили “Ъ” в компании.
При долгосрочных отношениях поставщика с заказчиком, как правило, никакие внесенные ранее платежи не сгорают, а учитываются в будущем, например, в виде скидки, объясняет еще один источник “Ъ” на лизинговом рынке, знакомый с ситуацией. Но из-за переноса сроков каждый год самолет дорожает на коэффициент промышленной инфляции 2–3%. Нежеланием терять уже внесенные деньги некоторые собеседники “Ъ” на рынке объясняют отказ «ВЭБ-лизинга» от перепродажи самолетов ГТЛК, которая, по данным “Ъ”, проявляла к ним интерес. В ГТЛК отказались обсуждать это, в ВЭБ.РФ ответили, что «группа действительно вела переговоры с ГТЛК, однако никаких обязывающих предложений получено не было».
Как рассказали “Ъ” источники в авиакомпаниях, «ВЭБ-лизинг» оценил лизинговую ставку на А321neo в $430–500 тыс., тогда как собеседники “Ъ” считают справедливым уровень в $370–390 тыс. При стоимости около $50 млн лизинговая ставка должна составлять около $300 тыс. в месяц, соглашается Елена Сахнова из «ВТБ Капитала».
В теории заинтересоваться приобретением А320neo могли бы текущие эксплуатанты семейства А320: «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Nordwind, Smartavia и Red Wings.
В S7 и «Уральских авиалиниях» сообщили “Ъ”, что не получали предложения «ВЭБ-лизинга». В Smartavia ответили, что получат семь A320neo в 2022 году, все они уже законтрактованы. Авиакомпания ведет интенсивные переговоры по приобретению девяти A320neo и A321neo в 2023 году с мировыми лизингодателями и рассматривает «разные варианты». По словам источника “Ъ” в Smartavia, компания обсуждает предложение «ВЭБ-лизинга», но «никакие договоренности пока не достигнуты». В остальных авиакомпаниях отказались от комментариев.
Хотя сейчас новые самолеты не пользуются спросом, по мере открытия международных направлений он появится, считает Елена Сахнова. «Существуют всего две современные модели среднемагистральных самолетов: Airbus A320neo / А321neo и Boeing 737 MAX. Последний в России пока заново не сертифицирован»,— говорит она. Эксперты и собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что поставить суда на международные рынки ВЭБу будет сложно, так как у иностранных лизинговых компаний более дешевое финансирование, выгодные ставки и скидки с начала пандемии. В любом случае, констатирует юрист Forward Legal Мария Бабаева, лизингодатель не сможет вернуть производителю невостребованные самолеты.
← Назад