Россия обвинила структуру ЮКОСа в «грубом нарушении» конфиденциальности из-за рассказа о проигранном страной споре на 5 млрд долларов. Нидерландский фонд Yukos Foundation сообщил о том, что международный арбитраж обязал Россию выплатить компенсацию в конце июля. По словам иностранной компании, суд определил, «что Россия незаконно экспроприировала займы, которые Yukos Capital выдал своей бывшей материнской компании».
Фонд обязан был сохранять арбитражное решение «частным и конфиденциальным», так как это установлено процессуальными документами, передает РБК со ссылкой на Международный центр правовой защиты — он представляет Россию в судах по ЮКОСу. Там отмечают, что само заявление Yukos Foundation «вырвано из контекста» и в нем «передергивает факты». В частности, российская сторона указывает, что трибунал уменьшил сумму финансовых требований до 2,5 млрд долларов без учета процентов.
Россия из-за раскрытия вердикта намерена требовать защиты своих прав и интересов. Подсчитать ущерб будет непросто, а компенсация будет незначительной, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
«Я слабо себе представляю, что может быть вменено в качестве убытков, как они могут быть посчитаны. В любом случае те потенциальные убытки, которые, возможно, были причинены в результате нарушения конфиденциальности, близко не стоят по порядку с тем, что обсуждается непосредственно в споре. И речь о сотнях тысяч долларов, миллионе долларов, но, возможно, это абсолютная фантазия. Например, Россия ведет переговоры по проекту с нефтью, с газом, со строительством объектов за рубежом, и контрагент России по контракту выйдет из этих переговоров и скажет: «У вас плохая репутация, вы не платите, вы это оспариваете, и мы не хотим попасть в такую же ситуацию». Соответственно, Россия теряет крупный международный контракт. Доказать причинно-следственную связь будет сложно. Но если России удастся это сделать, потерянный доход может быть взыскан. Можно говорить о том, что расходы, которые связаны с пиар-агентством, или на журналистские пулы, или на СМИ, которые страна вынуждена нанимать с тем, чтобы опровергать данные сведения, смехотворны с точки зрения сумм. Эти расходы, если они будут хорошо задокументированы и доказаны, тоже могут быть взысканы с представителей ЮКОСа, которые разгласили эту информацию».
В ЮКОСе опровергают нарушение конфиденциальности арбитража, не уточняя детали, отмечает РБК. Подобные ситуации в спорах с ЮКОСом России могут быть на руку, считает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
«В этом деле особенно важны нюансы, связанные с соблюдением всех процессуальных норм. Россия изначально возражала против рассмотрения спора с ЮКОСом в международных судах, считала, что этот спор не подпадает под договор к Энергетической хартии, так как он не был ратифицирован РФ. Поэтому любые дополнительные нарушения, которые произойдут при рассмотрении этих споров в международных судах, Россия будет использовать для того, чтобы направлять соответствующие жалобы в суды различных инстанций. Еще это может быть основанием для отсрочки исполнения приговора или повлиять на рассмотрение апелляционной жалобы, которую сейчас готовит Россия. Любые нарушения, которые совершает ЮКОС, должны использоваться российской стороной для того, чтобы защищать свои права. Кроме того, Россию представляет уже не министерство юстиции, а Генеральная прокуратура, у которой своя позиция по многим спорным вопросам, связанным с ЮКОСом, и похоже, что эта позиция более активная, чем была у министерства юстиции. Генпрокуратура действует более напористо. Мне кажется, что для ЮКОСа позитивные решения, которые уже состоялись, могут сейчас либо надолго зависнуть в плане их исполнения либо даже быть полностью отменены».
Ранее Генпрокуратура заявила, что само решение международного арбитражного трибунала тоже обжалует в обязательном порядке.
В Международном центре правовой защиты прокомментировать ситуацию отказались, посоветовав обратиться за разъяснениями в Генпрокуратуру. Business FM направила запрос в ведомство.
← Назад