Энергокомпании «Юнипро» и «Фортум», в отношении которых вечером 25 апреля было введено временное управление, оперативно сменили руководство, следует из данных ЕГРЮЛ на 26 апреля. Это стало первым и пока единственным признаком смены управления в генерирующих компаниях. Врио гендиректора «Юнипро» стал руководитель департамента энергетики «Роснефти» Василий Никонов. А совет директоров «Фортума» принял решение о назначении нового гендиректора, им стал главный энергетик компании «Башнефть-добыча» (входит в «Роснефть») Вячеслав Кожевников. «Фортум» сообщил, что решение принято в соответствии с требованием Росимущества от 25 апреля.
Никонов руководит департаментом энергетики в «Роснефти» с 2012 г., до этого в 2010–2012 гг. возглавлял профильный департамент Минэнерго. Кожевников занимает должность главного энергетика компании «Башнефть-добыча» с 2019 г. По данным источника «Ведомостей», Никонов и Кожевников параллельно продолжат работу и на своих старых должностях в компаниях.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 26 апреля пояснил, что указ не касается вопроса собственности и не лишает владельцев их активов, потому что управление носит временный характер. При этом, по словам Пескова, первоначальный собственник не имеет права принимать управленческие решения.
Пресс-служба Росимущества 25 апреля поясняла, что временное управление вводится в отношении генерирующих активов, имеющих «первостепенное значение для стабильного функционирования российской энергетики». Это позволит «обеспечить бесперебойную работу значимых для национальной экономики компаний и исключить риски влияния на нее политической позиции ряда недружественных стран» на безопасность России.
«Юнипро» владеет пятью ТЭС общей мощностью 11,28 ГВт (Сургутская ГРЭС – 2, Березовская, Шатурская, Смоленская и Яйвинская ГРЭС). Выработка электроэнергии в 2022 г. – 53,96 млрд кВт ч. «Фортум» включает в основном электростанции в Западной Сибири и на Урале (экс-ТГК-10), а также принадлежащие финскому энергоконцерну 29,5% в ТГК-1 (контрольный пакет – у «Газпром энергохолдинга»). Общая мощность электростанций «Фортума» – 4,67 ГВт, выработка электроэнергии – 31,1 млрд кВт ч.
24 апреля глава ВТБ Андрей Костин предложил действовать по принципу «зуб за зуб» по отношению к российским активам компаний из недружественных стран, желающих уйти из РФ. Их можно было бы передавать в управление российским организациям, рассказал он в эфире телеканала «Россия 24». Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев днем 25 апреля говорил на марафоне «Знание», что Россия в случае изъятия своих замороженных активов будет действовать по принципу «око за око». По его словам, изъятие собственности и у граждан, и у компаний из России является незаконным актом.
«Ведомости» отправили запросы в «Роснефть», Uniper, Fortum и ассоциацию «Совет рынка» (регулятор российского энергорынка). Представители «Газпром энергохолдинга» и Росимущества отказались от комментариев.
Как именно будет осуществляться временное управление, в указе президента не уточняется. Эксперты, опрошенные «Ведомостями», делают акцент скорее на вопросах безопасности в широком смысле этого слова. Специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова считает, что указ в своей основе направлен на решение не столько правовых вопросов, сколько социально-политических и экономических. Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавляет, что в условиях откровенно враждебных действий Запада контроль западных акционеров над деятельностью этих компаний представлял для России «значительную стратегическую уязвимость».
По словам Винокуровой, временное управление позволит государству сохранить работу «Юнипро» и «Фортума», от которых зависит деятельность системно значимых российских компаний или секторов экономики, в прежнем режиме. С ней соглашается партнер Forward Legal Андрей Филиппенко. По его словам, учитывая системную значимость «Юнипро» и «Фортума», этот шаг выглядит «достаточно логичным и последовательным».
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов поясняет, что государству важно обеспечить стабильность работы «Юнипро» и Фортума», так как они имеют стратегическое значения для энергоснабжения промышленного сектора и обеспечения жизнедеятельности населения. Именно поэтому компании и были включены в текст указа, подчеркивает аналитик.
По мнению Винокуровой, временное управление будет касаться практически всех аспектов хозяйственной и финансовой деятельности компаний. Юрист считает, что основной целью управления будет сохранение статус-кво компаний, поддержание их стабильной деятельности, сохранение рабочих мест и договорных отношений с контрагентами. Но вопросы распределения прибыли и выплаты дивидендов, по ее мнению, могут не относиться к временному управлению.
В июне 2022 г. правительство Германии взяло во внешнее управление компанию Gazprom Germania GmbH, получив контроль над трейдинговыми структурами и подземными хранилищами «Газпрома». В сентябре 2022 г. ФРГ передала на полгода в управление Федеральному сетевому агентству принадлежащие «Роснефти» миноритарные доли в двух НПЗ и контрольный пакет (54,17%) в НПЗ в Шведте, который ориентирован на поставки по нефтепроводу «Дружба». Российская компания оспаривала решение, но суд отклонил иск. Затем бундестаг скорректировал закон об энергетической безопасности, позволив продажу доли компании в НПЗ без национализации. На долю «Роснефти» приходится около 12% германских нефтеперерабатывающих мощностей.
В ноябре власти Польши ввели внешнее управление в отношении 48% «Газпрома» в СП Europol Gaz – владельце польского участка газопровода Ямал – Европа. Внешнее управление было введено и в отношении управляющей компании Novatek Green Energy – польской «дочки» «Новатэка», которая занималась продажей сжиженных углеводородных газов и СПГ. В апреле 2023 г. ее активы были выставлены на продажу, сообщал временный управляющий Кароль Шиманьский.
«Указ президента я бы рассматривал, в первую очередь, как превентивную и предупредительную меру: она может коснуться любой отрасли и не позволит без оснований и последствий затрагивать интересы России, ее юридических лиц и граждан за рубежом», – заявил «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. То, что неправомерное давление по разным фронтам продолжится, он не сомневается: 26 апреля польская прокуратура без всяких оснований приняла решение о конфискации средств с российского посольства и торгпредставительства. «Поэтому указ – это своего рода профилактика их правового нигилизма, который в последние месяцы достиг феерических масштабов», – заключил Кирьянов.
Юристы добавляют, что временное управление не повлияет на возможности продажи Uniper и Fortum российских активов. Продажа пакетов иностранных инвесторов в российских активах была ограничена и до введения временного управления и возможна только с разрешения правительственной комиссии.
Филиппенко замечает, что, взяв в управление контрольные пакеты акций, Росимущество получит возможность реализовывать все права мажоритарного акционера. В том числе ведомство может назначать большинство членов совета директоров и ключевой менеджмент, которые, в свою очередь, управляют всей хозяйственной и финансовой деятельностью. Для смены совета директоров по закону потребуется провести собрание акционеров – годовое или внеочередное.
Суверов отмечает, что новое руководство «Юнипро» и «Фортума» имеет необходимый отраслевой опыт и уровень компетенций для управления компаниями в переходный период. Шапошников также допускает, что стратегические направления деятельности «Юнипро» и «Фортума» могут и поменяться, а развитие возобновляемой энергетики может снизиться в пользу традиционной.