Бывший владелец сети строительных гипермаркетов OBI в России, немецкая OBI GmbH & Co. Deutschland KG, обратилась в подмосковный арбитраж с иском к ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» о введении запрета на использование своих товарных знаков. Это следует из опубликованного определения суда. Само заявление было подано еще 9 ноября, оно принято к рассмотрению, предварительные слушания назначены на 10 января 2024 г.
Из материалов суда следует, что речь идет о двух международных словесных товарных знаках – obi и OBI (они зарегистрированы в 2011 и 2015 гг. и действуют в России до 2031 и 2025 гг. соответственно), а также об использовании в доменном имени сайта obi.ru. Суд по заявлению немецкой компании уже принял обеспечительные меры, запретив ответчику, а также регистратору доменных имен АО «РСИЦ», совершать до конца разбирательства любые действия в отношении домена obi.ru. Представитель немецкой OBI GmbH & Co. Deutschland KG сообщил «Ведомостям», что российская сеть «проигнорировала требование прекратить незаконное использование товарных знаков, которое продолжается и по сей день». Он не уточнил, будет ли правообладатель требовать компенсацию.
Российская компания должна была провести ребрендинг в течение полугода после продажи активов группе инвестиционно-строительных компаний МАХ (60% в ней принадлежало бизнесмену Йозефу Лиокумовичу, а 40% – Илье Колобкову), говорит источник «Ведомостей», знакомый с условиями договора. Он напоминает, что эта сделка была закрыта в конце июля 2022 г., соответственно, компания должна была сменить вывеску в конце января 2023 г., но так этого и не сделала. Правда, к этому времени собственники у сети поменялись еще трижды: в октябре прошлого года ее владельцами стали ООО «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский» (90%) и МОО «По противодействию коррупции» (10%). В чьих интересах действовали эти компании, неизвестно. Уже в декабре пять российских юридических лиц OBI перешли к фирме «Модуль-2» (90%) и бизнесмену Валиду Корчагину (10%). Первую участники рынка связывали с группой «Синдика» сенатора и экс-президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. А в апреле 2023 г. собственником сети стало АО «Аллонж», учредители этой фирмы не раскрываются, но ее бывший гендиректор Марьяна Гилясова также работает в структурах «Синдики».
Даже несколько сделок по продаже активов не освобождают текущего собственника от исполнения условий ранее заключенных договоров, напоминает собеседник «Ведомостей». Правда, судя по данным «СПАРК-Интерфакса», компания все же рассматривает возможность проведения ребрендинга. Ранее «ОБИ Франчайзинговый центр» подала в Роспатент ряд заявок на регистрацию товарных знаков, таких как Domus, Obbi, Hobi, Hobbi, IdeaFix, InHouse и проч. По некоторым из них получен отказ, по двум принято решение о регистрации (Obbi и Hobi), а остальные заявки все еще находятся на рассмотрении в ведомстве или отозваны (IdeaFix).
Если суд установит, что товарный знак немецкой OBI используется российской компанией в отсутствие законных на то оснований (действующего соглашения с правообладателем), то исковые требования будут удовлетворены, считает адвокат Forward Legal Евгений Зубков. Из судебных документов пока не ясно, были ли заявлены требования о взыскании компенсации, но даже если это не сделано сейчас, то после вынесения решения о запрете использования товарных знаков правообладатель сможет обратиться в суд с другим иском, говорит руководитель судебно-претензионного направления компании «Онлайн патент» Александра Пелих. Согласно ст. 1515 ГК РФ, правообладатель может потребовать компенсацию – вплоть до двукратной стоимости всех товаров, проданных с использованием товарного знака. Если, к примеру, суд удовлетворит такое требование на весь период нарушения (с января 2023 г.), то сумма может быть потенциально астрономической, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с условиями договора продажи активов немецкой компании российскому покупателю.
Правда, как отмечает Зубков, даже при благоприятном для истца исходе дела получить иностранной компании средства от российского юрлица будет крайне затруднительно. Он напоминает, что в конце прошлого года были внесены изменения в закон «Об исполнительном производстве», который предписывает перечислять сумму задолженности на счет иностранного взыскателя, открытый в российском банке. Вывести их из страны при этом будет сложно из-за ограничений на банковские переводы, добавляет эксперт.