Министр юстиции Константин Чуйченко, выступая в Совфеде, предложил создать реестр злостных неплательщиков алиментов. Инициатива еще прорабатывается, но известно, в частности, что должник обязан будет информировать судебного пристава о предполагаемых поездках и предоставлять декларацию об используемом имуществе и доходах.
Адвокат Forward Legal Юлия Буныгина говорит, что инициатива хорошая, но главный вопрос — будут ли работать новые правила:
«На самом деле идея очень интересная, потому что сделать реестр злостных неплательщиков — это, конечно, в первую очередь, хорошее психологическое давление. Но что будет на практике из остальных мер, пока вообще непонятно. Прозвучало, что эти люди должны будут отчитываться о доходах перед приставами, им будет сложно выехать за рубеж, но конкретно в этом ничего нового нет. Потому что в рамках исполнительного производства пристав и так может запретить выезд, и так узнать обо всех доходах должника. Другой вопрос, что ни этот реестр, ни исполнительное производство, ни остальные меры особо не работают. У нас 30% россиян только имеют загранпаспорта, половина получает зарплату в конвертах. Этот реестр может напугать, условно, московского топ-менеджера, который на выходные летает в Дубаи и получает большой официальный доход. Если появится новый реестр, нужно понять, что эта запись будет нести, какие последствия и добавит ли законодатель какие-то новые виды ответственности. У приставов каждый год находится примерно по одному миллиону производств по непогашенным долгам, а собирают только 10% от них. У нас есть уголовная ответственность, то есть человек может лишиться свободы на один год. И на самом деле таких дел очень мало. В 2020 году было 37 тысяч человек, если я не ошибаюсь, и из них реальные сроки получили буквально единицы. У нас происходит какое-то очередное нагромождение мер, и есть вероятность, что будет огромный спектр возможностей, который работает только на бумаге».
«Одним из главных препятствий борьбы со злостными неплательщиками является тот момент, наверное, что при погашении задолженности на любую часть, даже самую минимальную, уголовное преследование должника прекращается. И Минюст еще прошлым летом заявлял, что в разработке находится законопроект, который ужесточает правила для злостных уклонистов, которые вносят несоразмерные долгу выплаты по алиментам. То есть, если у человека долг в 1 млн рублей, а он внес 30 тысяч рублей и при этом вроде бы считается, что он алименты заплатил, то это выглядит не совсем логично, не совсем правильно. Более того, угроза реальной уголовной ответственности, на мой взгляд, позволит снизить огромную задолженность по алиментам в нашей стране. Что же касается создания реестра должников, то это предложение не является чем-то принципиально новым. Он уже существует на базе ФССП, и приставы уже применяют меры принудительного взыскания задолженности по алиментам, в зависимости от материального положения, состояния здоровья уклонистов и так далее».
По данным ФССП, порядка 20% должников не платят деньги даже под угрозой уголовного дела. По состоянию на 1 апреля этого года число должников, которые даже ни разу не приступали к исполнению обязательств, составило 163 тысячи, это около 20% всех производств по алиментам.
← Назад