Беседует Юлианна Вертинская, руководитель юридического департамента. Наш собеседник сегодня Ольга Ренова.
Ольга Ренова — профиль профессионала: партнер консалтинговой компании, мама, мудрый человек.
Ольга абсолютно уверена, что эмоции, вызываемые оперой, балетом, театральными постановками, возможны исключительно при очном посещении театра. Поэтому она с насторожённостью относится к тем массовым рассылкам предлагаемых онлайн трансляций, которые доступны особенно сейчас в период карантина. Ольга приветствует только живое общение, как дружеское, так и творческое.
Юлианна: Ольга, добрый день! Время летит быстро. Московские новогодние праздники позади, уже весна в разгаре (хотя по погоде этого не скажешь). Не верится. Много ли было из сказки до нового года и в течение праздников? Есть ли у тебя, в вашей семье традиция, связанная с визитами в драматические или музыкальные театры?
Ольга: В целом в декабрьской Москве, наверное, сказочным можно назвать только уличное убранство, которое настраивает на приятный праздничный лад. Отвечая на твой вопрос, я не могу сказать, что в нашей семье (уже четыре поколения) есть особенная традиция посещать театр именно перед новым годом.
Безусловно, балет «Щелкунчик» в Большом театре даёт огромный заряд эмоций и праздничного настроения, позволяет вернуться в детство. Но мы не возводим такой театральный поход в культ. К тому же, вырваться в напряженный предновогодний период в театр – непростая задача и выбор той или иной постановки должно быть взвешенным, чтобы не было сожаления о зря потраченном времени.
Мне повезло и при плотном рабочем графике в декабре я побывала в МХТ им. Чехова на спектакле «Мужья и жены» в постановке К. Богомолова. Это сценическая версия знаменитого фильма Вуди Аллена. Также, как и фильм, спектакль решен в жанре “драмеди”, в котором драма и комедия переплетаются и продолжаются друг в друге. Казалось бы, в тривиальном сюжете зритель легко узнает ситуации из повседневной жизни. И, возможно, получит ответы на некоторые свои вопросы.
Юлианна: Я знаю, что ты достаточно много времени посвящаешь театру. Музыкальные и театральные вкусы, предпочтения были сформированы изначально родителями или самостоятельно?
Ольга: В нашей семье театр всегда занимал особое место. Благодаря родителям с детства я часто бывала не только на спектаклях, но и за кулисами театра. Известный Свердловский театр оперы и балета, куда часто приезжали с гастролями лучшие певцы Советского Союза, был моим любимым театром. Там я впервые услышала многие оперы, которые теперь знаю почти наизусть (наизусть!!! – прим. Ю.В.). Это и опера Жоржа Бизе «Кармен», и «Тоска» Джакомо Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского.
Чуть позже, в юности, появились интерес и любовь к драматическому театру. С начала 90-х годов мне посчастливилось побывать на многих спектаклях, которые впоследствии назовут культовыми: “Юнона и Авось” и “Поминальная молитва” в Ленкоме, “Служанки” в Сатириконе, “Последняя жертва” в театре им. Маяковского. Увидеть на сцене великих артистов, таких как Николай Караченцов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Наталья Гундарева, Леонид Броневой, Игорь Костолевский и других, безусловно формирует мировоззрение, эстетический вкус.
Сейчас мне нравится посещать театр с друзьями, с коллегами, со своей семьей, что, конечно, добавляет свою атмосферу мероприятию. Но вряд ли моё восприятие и мнение о постановке будут зависеть от стороннего мнения, в театральной экспертизе я независима.
Юлианна: Какие самые яркие эмоции от посещения театра за последнее время?
Ольга: Самые яркие впечатления от музыкального театра за последнее время я получила, послушав оперу Г. Доницетти “Любовный напиток” в Венской опере и в Ла Скала в Милане. Было очень интересно сравнить две постановки, две оперные школы и два подхода к интерпретации этой популярной оперы-буфф! Несмотря на мою безоговорочную любовь к Венскому оперному театру, в этот раз я отдала сердце итальянцам.
В драматическом театре отмечу Театр-студию Петра Фоменко. Особенно, спектакли, которые идут на старой сцене театра. Для актера невероятно сложно играть, открываться в предельной близости от зрителя. Это колоссальный труд! В то время как для зрителя такая близость – возможность почувствовать себя участником действия и получить максимальное эмоциональное впечатление.
Юлианна: Ты сама играешь на фортепиано. Твой концерт очень ожидаем. Но применительно к сегодняшнему дню, что бы ты рекомендовала послушать? И если слушать музыку, то где? Москва? Европа?
Ольга: Для тех, кто любит камерную музыку, я рекомендую концерты одного из самых ярких современных пианистов Николая Луганского в Большом зале консерватории (г. Москва). В программе сонаты Бетховена и пьесы Франка. Москва – город с таким огромным выбором прекрасных концертов! Вряд ли афиши, подобные московским, мы сможем ещё где-либо найти.
Юлианна: Часто можно услышать, что постановку называют перформансом. В чем разница? Не изживает ли себя классический театр?
Ольга: Классический театр переживает сейчас сложные времена. Мир глобально изменился! Поэтому и театру приходится меняться, искать новые средства выражения.
Мне кажется, что называть спектакль перфомансом, это неправильно. Это просто другой жанр искусства. Буквальный перевод английского слова в русском языке получил свой смысл. В перфомансе на первый план выходят визуальный элемент и зрительные впечатления. А спектакль в первую очередь должен находить отклик в умах и сердцах зрителей.
Юлианна: Если подарок театралу, то это что?
Ольга: Лучший подарок театралу – это билеты на премьеру или на спектакль, на который сложно попасть. Таким модным спектаклем сейчас стала постановка пьесы “Ревизор” в театре Олега Табакова с Владимиром Машковым и Владиславом Миллером в главных ролях.
← Назад