С 1 октября 2019 года вступили в силу масштабные законы, принятые в рамках судебной реформы. В частности, отныне представлять интересы сторон в гражданских и арбитражных делах смогут только адвокаты, граждане с высшим юридическим образованием или ученой степенью. Исключение останется только для дел, рассматриваемых районными судами или мировыми судьями.
Изменения вызовут дополнительные трудности при рассмотрении корпоративных споров, особенно в первое время, утверждает юрист практики разрешения споров КПМГ в России и СНГ Дмитрий Фомин. Ведь ранее защищать интересы бизнеса в судах могли специалисты без юридического, но, например, с экономическим образованием.
Адвокатская монополия
Это очередной шаг для формирования адвокатской монополии, считает управляющий партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. Ограничения могут привести к росту стоимости услуг адвокатов, ожидает он.
Технически придется перестроиться, отмечает партнер ФБК Legal Галина Акчурина. «Специалисты без юридического образования по-прежнему смогут участвовать в делах, изучать фактуру, но выступать в суде уже будут юристы», — пояснила она.
Адвокат Forward Legal Данил Бухарин не видит принципиальных проблем из-за нововведений. В серьезных спорах бизнес всегда был заинтересован в том, чтобы найти юриста с узкой специализацией, например, по банкротствам, отметил он.
Как и прежде, стороны могут представлять заключения специалистов в разных областях. «Неюрист может выступить в деле в качестве приглашенного специалиста, например, в сфере бухгалтерского учета», — добавил Бухарин.
«Например, налоговые инспекторы, проводившие проверки, зачастую не имеют юридического образования, но гораздо глубже погружены в детали и особенности каждого из разбираемых дел», — подчеркивает Фомин из КПМГ. А теперь суд сможет заслушать налоговых инспекторов без юридического образования только в качестве свидетелей, пояснила Акчурина.
Профессиональное представительство поможет ускорить судебный процесс и повысить его эффективность. Зачастую неквалифицированные лица подают неграмотные заявления, которые увеличивают загрузку судов. Теперь значительная часть таких исков будет отсечена, объяснил Курмаев.
Судебная реформа разграничила полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Апелляционная и кассационная инстанции выделены в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября в России начали работать девять кассационных и пять апелляционных судов, один кассационный военный суд и один апелляционный военный суд.
Изменения призваны упростить для граждан защиту своих прав, укрепить независимость судов, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей на правосудие.
← Назад