Объявление режима повышенной готовности или введение карантинных мер не означает, что для всех субъектов предпринимательской деятельности возникли обстоятельства непреодолимой силы, в результате возникновения которых они не понесут ответственность за просрочку исполнения своих обязательств. Между ограничительными мерами и невозможностью исполнения каких-либо обязательств должна быть прямая причинно-следственная связь. Юристы Forward Legal рассмотрели наиболее актуальные вопросы, связанные с поставкой лекарственных препаратов и взаимодействием фармпроизводителей, дистрибьюторов и аптечных сетей в текущих условиях.
Является ли текущая ситуация форс-мажором или существенным изменением обстоятельств для российских поставщиков фармпрепаратов и аптечных сетей?
Нет, по общему правилу не является.
Непосредственно на отечественных фармпроизводителей и аптечные сети текущая ситуация c пандемией повлияла только косвенно. Работу аптек никто не приостанавливал, также как и работу российских предприятий по производству лекарственных препаратов и изделий. Повышенный спрос на лекарственные средства и медицинские изделия в последние две недели марта сменился для большинства аптек существенным снижением. Рост курса валют повлиял на себестоимость производства препаратов, но ни одно из этих обстоятельств нельзя признать для фармацевтической отрасли обстоятельствами форс-мажора или существенным изменением обстоятельств, позволяющим ставить вопрос об изменении текущих договоров или отказе от их исполнения.
Как повлияли введенные ограничения на поставки лекарственных препаратов?
Принятие органами власти ограничения не затрагивали вопросы грузовых перевозок, импорта лекарственных препаратов. По общему правилу существующие контракты на поставку лекарственных препаратов действуют в обычном режиме. Просрочка исполнения обязательств по ним повлечет риск взыскания пеней и штрафов за неисполнение/несвоевременное исполнение обязательств.
Но из общего правила будут сделаны исключения как минимум в двух случаях:
В указанных случаях невозможность поставки или просрочка поставки не должны повлечь применение мер ответственности, так как между введенными государственными запретами и нарушением (невозможностью поставки или просрочкой) есть прямая причинно-следственная связь.
В указанных случаях участники договора должны обратиться в региональные торгово-промышленные палаты с целью получения заключения об обстоятельствах непреодолимой силы и их влиянии на контракт.
Если же продукция не была поставлена из-за того, что перевозчик не получил своевременно разрешения на проезд/въезд (в Москве и области это разрешение на передвижение грузового транспорта и пропуск на въезд), то ответственность за непоставку/просрочку поставки будет наступать в полном объеме.
Может ли дистрибьютор не делать выборку товара у импортера по заранее согласованному графику в связи с введением ограничительных мер?
Нет. У дистрибьютора отсутствует возможность без последствий отказаться от ранее согласованной выборки продукции. Введенные ограничительные меры не препятствуют осуществлению выборки товара, его доставки до получателя.
Исключение: запрет на вывоз из страны поставщика определенного перечня медицинских изделий. Но в этой ситуации сам поставщик не имеет права осуществлять вам отгрузку и дистрибьютор будет освобожден от обязанности делать выборку.
Является ли изменение курса валюты основанием для изменения условий договора или отказа от исполнения договора, ставшего невыгодным/менее выгодным для покупателя?
Изменение курса валют является обычным предпринимательским риском. В связи с изменением курса валют нельзя отказаться от исполнения договора или потребовать от контрагента изменить его условия.
В настоящий момент именно изменение курса валюты существенно влияет на фармацевтическую отрасль. Значительный объем лекарственных препаратов в РФ импортные и поставщики/аптечные сети не всегда имеют возможность сразу переложить свои потери от роста курса на плечи потребителей путем соразмерного повышения отпускной цены лекарств. Но негативная ситуация на рынке валют и повышение цен на субстанции и препараты не является ни форс-мажором, ни существенным изменением обстоятельств. Договорные обязательства должны исполняться в общем порядке.
Сможет ли дистрибьютор взыскать с аптечной сети задолженность за поставленные товары, если задолженность образовалась после введения ограничительных мер?
Безусловно, дистрибьютор сможет получить решение о взыскании с аптечной сети задолженности по договору поставки, если все документы оформлены надлежащим образом и аптечная сеть не оплатила поставленный товар.
Правительство не относило аптечный бизнес к отраслям экономики, наиболее пострадавшим от введения ограничительных мер. В отношении должника – аптечной сети нет никаких ограничений на возбуждение исполнительного производства или подачу заявления о признании аптечной сети банкротом. Следовательно, вопрос о взыскании будет зависеть от того, будут ли у аптечной сети какие-либо активы к тому моменту, когда вы получите исполнительный лист. Чтобы повысить вероятность взыскания рекомендуем на стадии предъявления иска просить суд принять обеспечительные меры в виде ареста денежных средств на счетах должника. Эта мера является самым эффективным способом повысить шансы на полное взыскание долгов.
Как исчисляют сроки поставки товара в связи с объявлением «нерабочих дней»?
Объявление мартовских и апрельских рабочих дней «нерабочими» не привело к изменению исчисления сроков исполнения обязательств.
В контрактах на поставку сроки в подавляющем большинстве случаев установлены путем указания на определенную календарную дату или истечением определенного периода времени. Верховный суд РФ 21 апреля разъяснил, что нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. не являются основанием для переноса срока исполнения обязательств
Правительство РФ отдельно оговорило данный вопрос применительно к сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сроки, предусмотренные Законом "О контрактной системе…» исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков, подлежащих исчислению в соответствии с настоящим подпунктом. Если последний день срока приходится на «нерабочий день», установленный Указом Президента, то днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье, в этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник.
← Назад