Учредителем ЗАО «Московская пивоваренная компания» (МПК) стала зарегистрированная в Дубае Echelon Systems Ltd., следует из ЕГРЮЛ. По данным реестра Dubai International Financial Centre (DIFC), Echelon Systems создана в конце 2023 года. Ранее акционером МПК была кипрская Echelon Systems Ltd. В МПК отказались от комментариев.
МПК запущена в 2008 году Евгением Кашпером и Александром Лифшицем, создателями «Пивоварен Ивана Таранова». Выпускает пиво «Хамовники», «Жигули Барное», «Трехгорное» и т. д. на заводе в Мытищах мощностью 80 млн дал в год. Также занимается импортом и производством иностранных марок по лицензии. В 2023 году выручка МПК выросла год к году на 5,3%, до 39,65 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 43,2%, до 1,87 млрд руб.
По данным DIFC, в состав акционеров Echelon Systems входят Premier Beverages P.B., владеющая частью выпускающихся на МПК брендов, и HC Oasis, которую на рынке связывают с господами Кашпером и Лифшицем. Также акционерами Echelon Systems указаны гендиректор МПК Игорь Дементьев, член совета директоров Ольга Аверьянова, экс-глава МПК Александр Иванчиков и Андрей Молодых, который, судя по профилю в Linkedin, был финансовым директором МПК.
Смена головной структуры с Кипра на ОАЭ отвечает тренду по переводу управления холдингов в дружественные юрисдикции, указывает юрист Forward Legal Максим Игнатов. Так, компании из ОАЭ стали владельцами табачной группы ITMS (бренды Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Lucky Strike) и российской структуры DIY-сети Leroy Merlin. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова напоминает, что операции с кипрскими компаниями ограничены специальными экономическими мерами РФ. Для выдачи займов нерезиденту нужно разрешение правительственной комиссии, выплата дивидендов требует открытия счета типа С, указывает она.
Основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин говорит, что компания в Дубае может быть полезна для импорта хмеля, а также закупки иностранного оборудования и запчастей.
Поставки последних сегодня в Россию напрямую затруднены, что осложняет работу многим пивоварам, указывает он. Совладелец дистрибутора SVAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский, впрочем, сомневается, что перевод головной структуры в ОАЭ необходим был для облегчения работы МПК. Импорт пива, по его словам, может продолжать и российская компания. Изменения могли быть связаны с желанием акционеров лучше контролировать актив и облегчить получение дивидендов, считает господин Хавский.
Как отмечает Кира Винокурова, хотя ОАЭ не присоединились к санкциям в отношении РФ, тесные отношения ОАЭ с западными юрисдикциями, распространенность расчетов в долларах и интегрированность в мировую экономическую систему могут создавать сложности для бизнеса, связанного с Россией. Речь может идти об отказе от сотрудничества с такими компаниями, чрезмерно тщательных проверках любых платежей, неисполнении платежных поручений, нарушающих санкции, перечисляет она. Максим Игнатов добавляет к недостаткам перерегистрации бизнеса в ОАЭ «значительные издержки переезда», а также необходимость налоговых и иных штрафных выплат, так называемого налога на выход (exit tax). Кроме того, указывает он, дополнительную неопределенность создает законодательная политика, которая в целом направлена скорее на поощрение локализации бизнеса, нежели на его управление из-за рубежа.
← Назад