«Газпром» намерен взыскать в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области $933,7 млн с польских компаний Europol Gaz и Orlen, а также консалтинговой компании Ernst and Young. Это следует из определения суда, размещенного в картотеке арбитражных дел.
«Газпром» подал соответствующий иск 4 марта. Суд исковое заявление принял, предварительное судебное заседание назначено на 10 апреля 2024 г.
В определении суда уточняется, что российская компания просит суд взыскать с ответчиков $710 млн и 886,4 млн злотых ($223,7 млн по текущему курсу ЦБ), то есть в общей сложности $933,7 млн. Суть иска в материалах суда не уточняется.
«Ведомости» направили запросы в «Газпром», Europol Gaz и Orlen.
Europol Gaz владеет польским участком газопровода Ямал – Европа, который проходит по территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии. Управляет им оператор газотранспортной системы Польши – компания Gaz-System. Проектная мощность газопровода составляет 32,9 млрд куб. м в год, протяженность польского участка – 683 км. «Газпром» и польская нефтегазовая компания Orlen (после объединения с PGNiG) владеют по 48% Europol Gaz, еще 4% контролирует польская Gas-Trading.
В ноябре 2022 г. правительство Польши ввело внешнее управление в отношении доли «Газпрома» в Europol Gaz. В октябре 2023 г. Orlen заявила, что выкупит принадлежащую «Газпрому» долю в компании.
Поставки российского газа в Евросоюз (ЕС) по трубопроводу Ямал – Европа не ведутся с конца 2021 г. До мая 2020 г. действовал долгосрочный контракт на транзит топлива через территорию Польши. Но по инициативе польской стороны он не был продлен, и транзит стал осуществляться через механизм аукционов (при наличии заявок от европейских потребителей). Впоследствии из-за отсутствия заявок на фоне рекордно высоких спотовых цен на газ в ЕС газопровод начал работать в реверсном режиме – прокачка осуществлялась из Германии в Польшу. Из-за отказа польской PGNiG оплачивать поставки российского газа в рублях «Газпром» с 27 апреля 2022 г. прекратил поставки топлива в эту страну.
В конце апреля 2022 г. Польша внесла «Газпром» в санкционный список из-за СВО на Украине, заблокировав для него возможность осуществлять права по акциям и другим ценным бумагам Europol Gaz, а также получать от нее дивиденды. Россия в качестве контрсанкций ввела встречные ограничения против Europol Gaz, запретив платежи в адрес этой компании. В результата «Газпром» фактически лишился возможности использовать газопровод Ямал – Европа для экспортных поставок.
Вице-премьер, министр государственных активов Польши Яцек Сасин в мае 2023 г. заявлял, что Europol Gaz намерена взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже задолженность за транспортировку газа, а также компенсацию за «упущенную прибыль» на общую сумму около 6 млрд злотых ($1,5 млрд по текущему курсу). Он пояснял, что задолженность на 850 млн злотых ($214,4 млн) образовалась еще в 2010 г., но не была истребована при условии сохранения транзита российского газа до 2045 г. Остальная сумма иска в размере более 5 млрд злотых ($1,3 млрд) приходится на «упущенную прибыль».
«Газпром экспорт» (дочерняя компания «Газпрома») в октябре 2023 г. подала в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковое заявление о запрете Europol Gaz продолжать арбитражное разбирательство в Стокгольме. В ноябре суд удовлетворил этот иск. Он также постановил взыскать с Europol Gaz $285,4 млн и 5,4 млрд злотых (в общей сложности более $1,6 млрд), если польская компания не будет исполнять это решение и продолжит попытки выиграть спор в зарубежных юрисдикциях.
Последний иск «Газпрома» может быть связан с предыдущим разбирательством, которое завершилось в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти осенью, допускает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Но утверждать это наверняка, пока мы не узнаем деталей иска, нельзя, добавляет он. Адвокат КА Pen & Paper Роман Кузьмин обращает внимание, что в деле об «антиисковом запрете» истцом выступает «Газпром экспорт», а не головной «Газпром». Также в одном и другом случае разные ответчики. По его мнению, поданный 4 марта иск может быть связан с убытками, причиненными «Газпрому» из-за потери его доли в польском совместном предприятии.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что иск, вероятнее всего, связан с утратой «Газпромом» доли в Europol Gaz. По его мнению, компания может стремиться через суд взыскать стоимость этой доли. Российский газовый холдинг также может требовать компенсацию упущенной выгоды из-за невозможности вести транзит газа через Польшу, добавляет Юшков. По мнению юриста Forward Legal Олеся Груздева, размер полученных «Газпромом» убытков может быть сопоставим с рыночной стоимостью его доли в Europol Gaz.
Груздев считает, что подача иска в российский суд обусловлена санкциями ЕС. «Евросоюз прямо установил, что на его территории не может быть удовлетворен ни один иск, связанный со взысканием каких-либо убытков, обусловленных введением санкций», – поясняет он.
По словам Груздева, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) России в этой ситуации дает «Газпрому» право защищать права в российском арбитражном суде по месту нахождения компании, то есть в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также требовать от Europol Gaz запрета продолжения разбирательства в иностранном суде.
Если у Europol Gaz нет имущества в России, «Газпром» может предпринять попытку обращения взыскания на имущество Europol Gaz за рубежом. Например, компания вправе обратиться для принудительного исполнения судебного акта в дружественные юрисдикции, говорит Гавришев. Это может быть сделано в рамках международных договоров о взаимной правовой помощи, поясняет он. Вероятность того, что требования «Газпрома» будут выполнены в недружественных юрисдикциях, стремятся к нулю, считает Груздев.
Юшков добавляет, что решение российского арбитража о взыскании компенсации с польских компаний может пригодиться «Газпрому» в том случае, если Россия примет решение о национализации активов недружественных государств. Тогда «Газпром», ссылаясь на решение российского арбитражного суда, сможет претендовать на компенсацию за счет продажи этих активов, поясняет эксперт.