ФАС предложила изымать в пользу государства доли иностранных инвесторов, которые приобрели больше 50% акций стратегических предприятий с нарушением закона.
Иностранные инвесторы обязаны согласовать сделку с правительственной комиссией, если покупают больше половины голосующих акций, но, как утверждают в ФАС, это требование часто не соблюдают. Представитель ФАС рассказал «Коммерсанту», что служба ежегодно участвует минимум в десяти судебных процессах из-за таких сделок.
Сейчас суд вправе взыскать акции, полученные по так называемым ничтожным (недействительным) сделкам, только в случае, если это прямо предусмотрено законом. ФАС хочет, чтобы такая возможность появилась при каждом нарушении. В нынешнем геополитическом положении нововведение было бы логичным, утверждает генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев.
Эксперты отмечают, что новый закон может отпугнуть оставшихся иностранных инвесторов, говорит партнер Forward Legal Карим Файзрахманов.
«У нас есть закон № 57 ФЗ, который касается контроля над осуществлением иностранных инвестиций. Уже есть механизмы, позволяющие защитить интересы РФ в ситуации, когда нарушаются положения этого закона, включая дополнения о том, что в случае нарушения положений можно национализировать, по сути, доли, которые были предметом сделок. На мой взгляд, оснований никаких для этого нет, потому что Россия не является участником этих сделок, сделки эти, как правило, возмездные. Я бы хотел обратить внимание, что очень часто именно субъектами, нарушителями становятся никакие не иностранные инвесторы, а российские же граждане, которые структурируют сделки через офшорные компании. И по той или иной причине они это неудачно делают, например, не согласовывают сделки с ФАС формально, очевидно, что в этой ситуации лишать их права голоса или стребовать уж тем более в пользу РФ акции или доли оснований нет».
В пояснительной записке к законопроекту указано, что ФАС стремится, чтобы инвесторы не могли уйти от наказания за нарушение во время покупки акций и гарантировали возмещение ущерба. По мнению службы, это возможно только в случае, если государство получит контроль над объектами сделки.
← Назад