Политики Евросоюза изучают возможность использовать замороженные активы крупного российского бизнеса для финансирования восстановления инфраструктуры Украины. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. Конкретных решений пока нет, обсуждение находится на очень ранней стадии, один из вариантов — «использование активов для выплаты военных репараций».
Официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер подчеркнул в комментарии агентству, что «сейчас активы только заморожены». А председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не просила рассматривать этот вопрос.
ЕС ввел санкции против десятков российских предпринимателей и топ-менеджеров компаний. Им запретили въезжать на территорию Евросоюза, а все их активы, включая доли в компаниях, счета и недвижимость, заморозили.
Как передает Bloomberg, только Италия заморозила активы российских бизнесменов на сумму около 780 млн евро. Например, у Алишера Усманова в Италии арестованы активы на 66 млн евро.
В стране также арестованы яхты Алексея Мордашова, Геннадия Тимченко и Андрея Мельниченко. Например, стоимость яхты Мельниченко — примерно 530 млн евро. Она считается крупнейшим парусным судном с моторным двигателем в мире.
Под арест попала и итальянская недвижимость россиян — виллы депутата Госдумы Олега Савченко, две виллы телеведущего Владимира Соловьева. Арестована недвижимость Алишера Усманова на 17 миллионов. А недвижимость Алексея Мордашова на Сардинии оценивается в 105 млн евро. Одной из последних арестовали виллу бизнесмена Петра Авена 60-х годов стоимостью 4 млн евро.
В Великобритании тоже заморожены счета и арестованы особняки Алишера Усманова, Романа Абрамовича, Олега Дерипаски, Игоря Сечина, Алексея Миллера, Андрея Костина, президента «Транснефти» Николая Токарева, председателя совета директоров банка «Россия» Дмитрия Лебедева.
Великобритания также ввела санкции против Михаила Фридмана, заморозив все его активы, его банковская карта, работающая на территории страны, была заморожена. Миллиардер пожаловался, что у него нет денег «даже на уборщицу».
Швейцария ввела санкции еще против почти 200 российских компаний и бизнесменов — их активы на территории страны будут заморожены. Санкционный список Швейцарии сейчас полностью совпадает со списком ЕС.
Одно дело политические заявления, а другое — реализация заявленных процедур о конфискации. Конфисковать собственность российских бизнесменов в пользу Украины властям ЕС будет крайне непросто, говорит специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper по санкционному праву Сергей Гландин:
«Эти два нормативных акта обяжут государства — члены ЕС принять у себя внутри законодательство об имплементации такого политического решения, как конфискация активов. Но дальше могут быть уже проблемы с реализацией. Все 27 государств — членов ЕС — это государства с верховенством права, где безусловно уважается частная собственность, и на основании этих нормативных актов Европейского союза органы власти должны будут запустить в соответствии со своим внутренним законодательством процедуру по изъятию и конфискации этих активов. Можно будет это сделать не каким-то там решением административного органа власти, это можно будет сделать только через суд. Причем у тех собственников, у кого это будет изыматься, останется право прийти в суд и это дело оспорить. Судебная процедура будет не быстрая, все европейские государства имеют по три судебные инстанции и еще потом возможность оспорить это все в ЕСПЧ. Есть Европейская конвенция о защите прав человека, которая как раз и провозглашает незыблемость частной собственности и безусловную гарантию на ее уважение. Поэтому политические заявления — это одно, но как это будет в Европе реализовано, это очень большой вопрос. Право собственности не может быть нарушено, оно может быть только ограничено, например, собственник не сможет продать, заложить, подарить эту собственность, но конфисковать это все можно будет только в судебном порядке».
По словам юриста, правовая лазейка для отчуждения имущества иностранцев в странах ЕС все же есть, но только если конкретные страны будут вводить режим ЧС. Например, в связи с наплывом беженцев.
Однако режим ЧС рано или поздно заканчивается и к конкретному бизнесмену вернется право оспаривать операции со своей собственностью в многочисленных судебных инстанциях.
Тем временем британская Financial Times со ссылкой на риелторов сообщила, что россияне готовятся распродавать недвижимость на Манхэттене в Нью-Йорке. По информации издания, большинство соотечественников делает это через доверенных брокеров, чтобы не афишировать сделку и успеть получить деньги за многомиллионную недвижимость до попадания в санкционный список. При этом далеко не все состоятельные россияне рискуют оказаться под ограничениями.
Есть ли у США юридическое право на изъятие их активов? Вот что Business FM сообщила адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова:
— В таком случае, действительно, оправдано продавать квартиры? Какие можно дать советы в этой ситуации?
— Здесь вопрос в том, не будет ли проблем при совершении банковской операции и можно ли каким-то образом вырученные деньги из американского банка перевести в банк дружественного государства для того, чтобы эти деньги сохранить.