По данным Росстата, с января по июня 2020 года общий объем налоговой задолженности в РФ вырос на 229 млрд рублей, или на 30% и к 1 июля достиг 929,5 млрд рублей. Неурегулированная задолженность бизнеса увеличилась почти в 1,5 раза - с 535,2 рублей в начале года до 740,2 млрд на конец второго квартала. Из этой суммы почти треть - 237,1 млрд рублей приходится на НДС, недоимка которого, согласно Росстату, с начала года выросла на 42%.
Таким образом, пишет Finanz, впервые с 2017 года налоговая задолженность в России приблизилась к 1 трлн рублей, из которых 493,5 млрд - это долг перед федеральным бюджетом. ФНС, по сообщениям СМИ, отстает от графика наполнения бюджета примерно на два месяца: на конец июля собрано 6,214 трлн рублей, или 47% от годового плана (вместо 64%, если бы поступления шли равномерно).
В I квартале 2019 года, приводит данные ФНС, было проведено 2664 выездные проверки, а в 1 квартале 2020 (до 18 марта) – 1569, то есть снижение составляет 41%. Во II квартале 2020 года все выездные проверки были приостановлены и новые не назначались в связи с введением моратория.
После карантина бизнес столкнулся с большим количеством налоговых проверок и нередко с существенными доначислениями, отмечает юрист Forward Legal Федор Закабуня. И, по его словам, нередко возникают ситуации, когда налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги, обязал уплатить штраф и пени, но налогоплательщик не согласился с таким решением и оспаривает его.
Для того, чтобы не прерывать предпринимательскую деятельность и не доводить до блокировки счетов, налогоплательщик должен выполнить требования налоговых органов о покрытии недоимки. После этого он может продолжить оспаривать решение о доначислении, с которым он не согласен.
Но что делать, если у налогоплательщика нет достаточных денежных средств для выполнения требований об уплате налога? В этой ситуации, говорит Федор Закабуня, налоговые органы могут пойти дальше и стараться взыскать недоимку с учредителя, директора, главного бухгалтера компании-налогоплательщика. Налоговые органы могут пойти по этому пути в случае банкротства компании-налогоплательщика и привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности. Другим вариантом взыскания недоимки с владельцев и менеджмента является предъявление к этим лицам иска о возмещении вреда, если они были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или если их уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Пока же возникает ситуация, о которой громко и сразу предупреждали в один голос представители бизнес-ассоциаций ещё на пике так называемого "нерабочего периода", отмечает шеф-аналитик ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Они, напоминает он, говорили, что для сохранения на плаву многих компаний нужны не налоговые "каникулы" по принципу "не плати сейчас, потом заплатишь", а полноценные масштабные списания налогов. И это не прихоти бизнеса: было бы не только справедливо, но и по-государственному мудро, хотя бы ради сохранения налоговой базы, а также самих предприятий и рабочих мест, простить компаниям в 2020 году суммы, допустим, до половины от налогов, уплаченных в бюджеты ранее, в 2019 году.
С налоговой инспекции в этом смысле какой спрос, заключает Пётр Пушкарёв. Служба просто выполняет поставленные перед ней правительством задачи, и естественно, что после долгой паузы число запросов от ФНС растёт: нет команды на мораторий, значит будут и запросы, и налоговые начисления. Если заморозят проверки, будет легче, но только в плане экономии времени сотрудников и руководства компаний, перед которыми и так открылись значительные трудности.