Акционеры Национальной компьютерной корпорации (НКК) Леонид Гольденберг и Евгений Лачков, вместе владеющие 64% уставного капитала и конфликтующие с президентом НКК Александром Калининым (у него 33%), требуют его смены. На этот пост они выдвигают Дениса Фролова, совладельца разработчика операционной системы Astra Linux. Соответствующая информация приведена в уведомлении о созыве внеочередного общего собрания 31 мая, с которым ознакомились «Ведомости».
Крупнейший и, по сути, единственный приносящий сейчас доход актив НКК – производитель электроники «Аквариус». По данным НКК, его выручка в 2020 г. составила 25 млрд руб. «В прошлом году «Аквариус» вдвое нарастил мощности по производству компьютеров, серверов и ноутбуков. Исходя из рыночной конъюнктуры и с учетом направленности бизнеса, можно предположить, что при таком уровне выручки производитель может быть оценен в 38–40 млрд руб.», – отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По данным «СПАРК-Интерфакса», помимо «Аквариуса» НКК сейчас принадлежат компании «Национальная платформа» и «Национальная энергетическая платформа» и дубайская National Computer Corporation Middle East. Но они не генерируют выручки, объяснил представитель НКК «Ведомостям».
Фролов владеет 80% в ООО «Русбиттех астра», разработчике отечественной операционной системы Astra Linux, и 80% в группе компаний по производству светильников и светотехнического оборудования «Вартон», сообщали ранее СМИ. В перспективе Фролов планирует получить контроль в производителе процессоров «Байкал» – компании «Байкал электроникс», рассказал «Ведомостям» один из участников рынка электроники.
В апреле стало известно о намерении Фролова выкупить у Гольденберга и Лачкова 64% уставного капитала НКК. Это и стало причиной конфликта акционеров холдинга. Против сделки выступает семья Калининых, также намеревавшаяся выкупить доли у партнеров. Позицию Калининых подтверждает представитель НКК: «Еще в марте была запланирована сделка по покупке Калининым долей акционеров, но позже Гольденберг и Лачков изменили решение».
Сын Калинина Алексей (вице-президент НКК) в разговоре с «Ведомостями» назвал должность президента НКК номинальной: «Президент НКК не может сменить гендиректора «Аквариуса», не может внести какие-то изменения в структуру его управления». Президент – это в первую очередь стратег, он не занимается оперативной работой, согласен Гольденберг: «Фролов – одна из самых знаковых фигур на российском рынке радиоэлектроники, человек, который смог консолидировать активы как системного ПО, так и процессоров. Исходя из этого, мы решили предложить ему позицию президента НКК. «Аквариус» может стать полигоном, который будет выдавать наиболее сильные образцы техники на отечественной элементной базе». «Сделать такое предложение Фролову было нашим единогласным решением с Гольденбергом», – подтвердил Лачков.
В начале мая Лачков и Гольденберг подали в Арбитражный суд Москвы иск к НКК, «Аквариусу», его бывшему руководителю Владимиру Степанову, ФНС и Александру Калинину. Из текста искового заявления стало известно, что в апреле 2021 г. Калинин якобы единолично провел собрание акционеров «Аквариуса», изменившее устав компании так, что все существенные вопросы теперь решаются 99% голосов владельцев уставного капитала. Примерно в то же время структура владения «Аквариуса» изменилась: доля НКК в компании сократилась с 99,97 до 98,97%, при этом 1% уставного капитала получил Степанов. В результате Лачков и Гольденберг фактически утратили возможность управлять вендором через НКК, жалуются они.
Изменения в уставе «Аквариуса» позволят Калинину при поддержке Степанова сохранить контроль в компании и усилят его позиции в НКК, считает юрист Forward Legal Станислав Бородаев: «В такой ситуации потенциальный покупатель долей Гольденберга и Лачкова в НКК не получит реальной возможности управлять компанией».
В разговоре с «Ведомостями» Алексей Калинин подчеркнул, что, созвав собрание, на котором должна быть утверждена смена президента, акционеры нарушили юридические процедуры: «Собрание должен был созывать единоличный орган – Александр Калинин или его доверенный представитель. На 2 июня мы назначили официальное собрание, предложили встретиться партнерам, но обратной связи от них пока не получили». Алексей Калинин утверждает, что недавнее решение об изменении устава «Аквариуса» и смене руководства было принято президентом НКК в рамках полномочий: «Желание Фролова купить «Аквариус» понятно, так как актив на пике и быстро развивается. Поскольку этого требуют отрасль и государственные тренды, мы реализуем новую стратегию. Поэтому мы откликнулись на желание двух партнеров, которые никогда не управляли «Аквариусом», выйти из актива и готовы выкупить их доли, имея на это преимущественное право. Мы хотим максимально быстро закрыть эту сделку, чтобы не создавать конфликты в отрасли. Также мы готовы обсудить сотрудничество и общую концепцию по развитию отрасли с Фроловым и компанией «Байкал», где он сейчас пытается закрыть сделку». Сам Фролов от комментариев отказался.
По мнению партнера «ФБК Legal» Александра Ермоленко, пока Калинины приводят более логичные доводы и звучат они убедительнее: «В них больше конкретики, чем у оппонентов, позиция которых смотрится слабее. Например, в иске по поводу изменения устава «Аквариуса» говорится об ущербе, наносимом НКК, в чем он выражен, не сказано, его еще предстоит доказать».
«Позиция президента – а в случае НКК фактически гендиректора – дает лицу, желающему приобрести бизнес компании, огромные преимущества: он может обанкротить предприятие, вывести его активы в другие структуры, распоряжаться денежными средствами и проч., таким образом, вхождение в топ-менеджеры НКК может стать важным шагом Фролова для получения контроля над корпорацией, а вместе с ней и «Аквариусом», – резюмирует гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.