В статье – таблица, которая поможет определить, какие обстоятельства суд может признать форс-мажором. Прогноз изменений на случай, если Госдума примет проект поправок и признает санкции форс-мажором найдете в конце статьи.
Мировой экономический кризис 2008 года, санкции 2014 года в связи с присоединением Крыма, коронавирусные ограничения 2020 года - все это серьезно влияет на исполнение гражданско-правовых обязательств. Контрагенты нарушали свои обязательства, а в суде ссылались на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). Обычно такими обстоятельствами ответчики считали резкий рост курса валюты, отсутствие денежных средств, запрет на поставку в Россию определенных категорий импортных товаров.
Арбитражные суды до 2022 года в целом негативно относились к подобным аргументам и взыскивали штрафные санкции за неисполнение обязательств (постановления АС Московского округа от 05.05.2021 по делу № А40-59466/2020; Московского округа от 31.07.2020 по делу № А41-85586/2019; АС Западно-Сибирского округа от 07.09.2020 по делу № А46-14976/2019). Положительная для ответчиков практика существовала, но она не стала общим трендом (постановления АС Московского округа от 15.06.2018 по делу № А40-70413/2017, АС Уральского округа от 17.06.2019 по делу № А76-26950/2018; АС Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу № А56-89542/2016).
События 2022 года: новые санкции, уход с российского рынка иностранных компаний, ответные меры российского правительства – по масштабам влияния на обязательства носят беспрецедентный характер. 22 марта в Госдуду внесли законопроект, который предлагает признавать форс-мажором санкции иностранных государств и международных организаций (законопроект № 92282-8).
Торгово-промышленная палата РФ готовится к росту числа обращений за выдачей сертификатов о форс-мажоре и приостановила взыскание платы за выдачу таких сертификатов (приказ ТПП от 09.03.2022 № 24).
Постараемся оценить, будут ли суды в этот раз массово признавать санкции форс-мажором и повлияет ли на позицию судов законопроект № 92282-8, если он станет законом.
Что такое форс-мажор в разъяснениях ВС и ТПП
Пленум ВС разъяснил, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не прекращает обязательство должника, если после того, как они отпали, его можно исполнить. Форс-мажор носит временный характер. Должник обязан исполнить договор после отпадения обстоятельств непреодолимой силы. С момента прекращения
форс-мажора при неисполнении обязательства должнику будут начисляться неустойки и применяться иные санкции за неисполнение договора (п. 9 постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Аналогичное регулирование предусмотрено и в международных актах (ст. 79 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)) и международными договорными обычаями (ст. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)).
Закон не содержит конкретных обстоятельств, которые законодатель считает форс-мажором. В ГК есть лишь обстоятельства, которые не являются таковым: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК).
Свою версию списка событий, которые могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, дала Торгово-промышленная палата РФ. К таким обстоятельствам относятся:
-стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган);
- пожар;
- массовые заболевания (эпидемии);
- забастовки;
- военные действия, террористические акты, диверсии;
- ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций;
- другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта) (абз. 3 пункта 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14)).
Также ТПП РФ перечислила события, которые не считаются форс-мажором: предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых (абз. 4 пункта 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14)).
ТПП выдает сертификаты о форс-мажоре по внешнеторговым сделкам, а региональные ТПП – по внутрироссийским сделкам. Однако мнение ТПП не является определяющим для судов, которые непосредственно разрешают спор об освобождении ответчиков от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств (постановление 21 ААС от 07.03.2017 по делу № А84-653/2016).
Нет и не может быть четко определенного набора универсальных обстоятельств, которые «по умолчанию» считаются форс-мажором. Верховный суд ориентирует суды в каждом случае исследовать конкретные обстоятельства дела. То или иное обстоятельство в одном деле может быть признано форс-мажором, а в другом – нет (Ответ на вопрос № 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1).
Только при одновременном наличии следующих критериев суд может признать обстоятельство форс-мажором:
- чрезвычайность (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях);
- непредотвратимость (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий);
- непреодолимость (преодолеть обстоятельства, вызванные форс-мажором, временно невозможно);
- независимость от воли всех сторон.
Применяя эти критерии, мы попытались предположить, могут ли санкции 2022 года и сопутствующие события быть признаны судами форс-мажором. Пока практика еще не успела сложиться, первые дела на уровне кассационных судов появятся не раньше шести месяцев.
Какие из событий суд может признать форс-мажором
Что изменится, если закон признает санкции форс-мажором
Законопроект № 92282-8 вносит изменения не в ст. 401 ГК, а в Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, такое решение продиктовано надеждой авторов на временный характер санкций. Вероятно, именно поэтому авторы не предлагают править Гражданский кодекс.
В связи с беспрецедентностью и масштабом текущих событий, а также возможным принятием законопроекта, суды могут смягчить подход и признавать санкции 2022 года форс-мажором.
В самом законопроекте не приводятся конкретные обстоятельства непреодолимой силы. Однако в пояснительной записке к законопроекту перечислены обстоятельства, которые, по мнению его авторов, нужно признать форс-мажором:
«Иностранные поставщики в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер. В связи с недружественными действиями возникают проблемы и с исполнением денежных обязательств (санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться деньгами (правами требования в отношении денежных средств), находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и т.д.)».
Возможно, если законопроект станет законом, суды будут признавать форс-мажором перечисленные в пояснительной записке обстоятельства.
Законопроект предполагает освобождение от ответственности должников, которые в условиях санкций временно не могут исполнить свои обязательства. Кредиторам таких должников предоставляется право отказаться от исполнения договора. Авторы законопроекта в этой части не предлагают ничего принципиально нового, так как суды и раньше в некоторых случаях освобождали от ответственности на фоне санкций. Право кредитора отказаться от договора с должником, не исполнившим обязательства в связи с форс-мажором, было закреплено в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7. Вероятно, авторы законопроекта рассчитывают, что суды будут охотнее признавать санкции форс-мажором, если соответствующие положения будут закреплены на уровне закона, а не на уровне разъяснений ВС.
Авторы законопроекта предлагают не освобождать от ответственности должников, «которые способствовали недружественным действиям иностранных государств и международных организаций, связанным с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц». Не вдаваясь в рассуждения о справедливости и разумности такого предложения, отметим, что такие формулировки излишне размыты. Нечеткие положения порождают различные, часто кардинально отличающиеся толкования. Как итог, приводить практику к единообразию придется Верховному суду, однако это займет достаточно долгое время.
Вероятно, если законопроект № 92282-8 будет принят, суды станут охотнее признавать санкции форс-мажором. Однако, несмотря на действительно сложные внешние обстоятельства для российского бизнеса, институт форс-мажора в условиях рыночной экономики необходимо использовать очень аккуратно и всегда с исследованием конкретных обстоятельств дела. Рыночный обмен опосредуется множеством сделок, например, когда в поставке товара участвует целая цепочка контрагентов. Освобождение от ответственности дестимулирует должника исполнять свои обязательства, от чего цепочка поставки может быть оборвана, пострадает целый ряд участников рынка. Надеемся, что суды будут устанавливать баланс интересов сторон и применять положения о форс-мажоре точечно.
1 приказ ТПП РФ от 09.03.2022 № 24
2 п. 9 постановления Пленума ВС от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»
3 ст. 79 Конвенции ООН о договорах международно й купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980)
4 ст. 7.1.7 Принципов международны х коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА)
5 п. 3 ст. 401 ГК
6 абз. 3 п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14)
7 абз. 4 п. 1.3 Положения ТПП об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14)
8 постановление 21ААС от 07.03.2017 по делу № А84-653/2016
9 ответ на вопрос № 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1
1 Падение курса рубля не является существенным обстоятельством, возникновение которого нельзя было предвидеть. Вступая в договорные отношения, стороны не могли исключать вероятность резкого ослабления курса национальной валюты в период исполнения сделки с учетом закупки оборудования в Европе (постановление АС Московского округа от 03.08.2017 по делу № А40-129109/2016).
2 Возможно изменение договорных условий в связи с изменением курса валют, предоставление отсрочки/рассрочки платежа, изменение валюты платежа.
3 Повышение ключевой ставки ЦБ является стандартным методом регулирования денежной политики государства в кризисной ситуации для компенсации инфляционных рисков.
4 Постановление 5ААС от 02.07.2013 по делу № А24-5196/2012. * Только если доставка груза по условиям договора должна осуществляться по воздуху.
5 Возможно согласование поставок через страны, где конкретная компания не прекратила/не приостановила свою деятельность, либо приобретение аналогичного товара у иных компаний в России или других странах (постановления АС Уральского округа от 07.10.2020 по делу № А07-29986/2019, 7ААС от 17.06.2015 по делу № А27-819/2015).
6 Обязанность открыть специальный счет не является основанием для невозможности исполнить обязательство.
Скачать pdf-версию приложения.