Верховный суд (ВС) постановил, что наследники недвижимости не всегда обязаны выплачивать налог на имущество наследодателя-банкрота. Соответствующее разъяснение размещено на сайте ВС.
Уточнение потребовалось по делу о наследстве. Согласно материалам дела, наследодатель умер в 2014 году, а в 2017-м по решению арбитражного суда он был признан банкротом. Имущество было передано в конкурсную массу должника, и началась его реализация. В 2020 году налоговики предъявили к наследникам банкрота требования об уплате налога за 2018 год. Мировой суд вынес в отношении должников судебные приказы, которые затем были отменены по заявлениям ответчиков. Тогда налоговая инспекция обратилась в суд общей юрисдикции с иском о взыскании с наследников недвижимости банкрота обязательных платежей.
Суд первой инстанции посчитал, что все требования по денежным обязательствам, включая текущие платежи, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Однако апелляция и кассация решили, что включение имущества в конкурсную массу не освобождает от обязанности платить за него налог.
ВС определил, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций являются ошибочными. «Поскольку в данном случае обязательство по уплате налогов возникло в 2018 году, то есть после принятия заявления о признании должника банкротом, значит, требования об уплате налогов являются текущими и подлежат удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия такого заявления», — говорится в постановлении Верховного суда.
Высшая инстанция уточнила: если процедура реализации имущества гражданина в отношении умершего наследодателя завершена, то оснований для взыскания налога нет. Судебная коллегия по административным делам ВС отправила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Разъяснение юриста:
Олег Шейкин, адвокат юридической компании Forward Legal:
— По общему правилу, наследники вместе с имуществом принимают на себя и долги наследодателя. Однако закон допускает возможность рассмотреть дело о банкротстве наследодателя даже после его смерти — это так называемое банкротство наследственной массы. В таком случае кредиторы наследодателя, к которым относятся и налоговые органы, должны предъявить свои требования в деле о банкротстве, получить погашение долгов за счет имущества наследодателя, и, если после расчетов с кредиторами останется имущество, оно переходит к наследникам.Основной вопрос в деле, который рассмотрел Верховный суд, сводится к следующему: может ли налоговый орган требовать напрямую с наследников налогоплательщика уплаты налогов, если в арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве наследственной массы? Верховный суд пришел к выводу, что в специальной ситуации, когда в суде рассматривается банкротство наследственной массы, налоговый орган должен предъявлять свои требования не к наследникам, а к наследственной массе, поскольку наследники должниками не являются. Принимая во внимание, что налоговый орган требования в банкротстве не заявил своевременно, Верховный суд сделал справедливый вывод, что наследники не должны оплачивать налоги.В этом случае кредиторы умершего должника предъявляют в суд и финансовому управляющему наследственной массы денежные требования. Суд и финансовый управляющий проверяют их, и если признают обоснованными — фиксируют в реестре кредиторов. Финансовый управляющий формирует имущественную массу: денежные средства и активы, которые остались после смерти должника. За счет этой имущественной массы финансовый управляющий погашает требования кредиторов, которые учтены в реестре.
Верховный суд недавно обязал покупателей слишком дешевой недвижимости доказывать честность. Если сделка заключается по цене существенно ниже рыночной, покупатель должен подтверждать добросовестность своих действий, считает ВС. Это в том числе касается покупки недвижимости у банкротов.
← Назад