Решение российских властей обособлять ценные бумаги, которые отечественные инвесторы купили у недружественных иностранцев, направлено на пресечение обхода контрсанкционных мер, заявила 15 мая председатель Банка России Эльвира Набиуллина на организованной НАУФОР конференции «Российский фондовый рынок 2024».
В какой-то момент ЦБ обратил внимание на распространение практики, когда отечественные брокеры покупают у недружественных нерезидентов бумаги с большим дисконтом и потом выгодно продают в России с меньшей скидкой, зарабатывая на этом, рассказала глава регулятора. При этом часто брокеры вводили в заблуждение потенциальных покупателей, что они смогут получать выплаты в российском контуре, заместить бонды и т. д., заметила Набиуллина. Также они не проверяли цепочку владения бумагами на наличие в ней в прошлом недружественных лиц, посетовала председатель ЦБ: порой сделки даже специально структурировались через дружественных нерезидентов, чтобы запутать следы. Впрочем, не всегда вина за это была только на брокере – иногда частные инвесторы добровольно участвовали в этом процессе, заметила она.
По указу президента от 3 марта 2023 г. № 138, обособленному учету подлежат российские акции, паи, ОФЗ и корпоративные облигации, если такие бумаги приобретены инвестором после 1 марта 2022 г. у недружественных лиц и переведены в российский депозитарий из иностранной инфраструктуры или с открытого в России счета депо иностранного номинального/уполномоченного держателя. Сделки с такими бумагами совершаются на основании разрешений, которые выдает ЦБ или правкомиссия. В марте – апреле этого года Банк России в частном порядке уведомил профессиональных участников рынка ценных бумаг о запрете замещать еврооблигации, которые российские инвесторы купили у недружественных иностранцев, писали «Ведомости».
Решение об обособлении купленных у иностранцев бумаг было крайне сложным – все варианты выхода из ситуации были «не очень хорошими», рассказала Набиуллина: разрешить все операции было невозможно, потому что речь идет о большом объеме бумаг и это означало бы обнуление ответных мер России на блокировку активов отечественных инвесторов за рубежом.
ЦБ при этом неоднократно предупреждал участников рынка, в том числе инвесторов, о том, что это обходные схемы, которые не надо использовать, а структурирование сделок через иностранную юрисдикцию в целом несет в себе риски, заметила Набиуллина. Не раз обсуждались и возможные решения, отдельные встречи на эту тему Набиуллина, по ее словам, проводила лично.
К вопросу недобросовестных брокеров и введения ими инвесторов в заблуждение надо вернуться еще раз, чтобы это «не прошло совсем безнаказанно» и по крайней мере в будущем эти практики не повторялись, резюмировала председатель.
Вопрос обособления бумаг актуальный и болезненный для рынка, так как по сути российские инвесторы дискриминированы, заметил председатель совета директоров НАУФОР Олег Вьюгин в ходе форума. Возможно, обособление и не очень жесткое наказание, потому что права на бумаги у инвесторов сохраняются, но эти активы все же принадлежат российским лицам и потому являются потенциалом именно отечественного рынка, подытожил он.
Столь сложная ситуация изначально возникла именно из-за ЦБ, поскольку приобретение российских бумаг за пределами страны без разрешения правкомиссии изначально стало возможным из-за официальных разъяснений регулятора, рассуждает старший юрист Verba Legal Александр Колосков.
Еще в 1 марта 2022 г. указом президента № 81 введен общий запрет на совершение сделок с бумагами между резидентами и недружественными иностранцами без разрешения властей, вспоминает Колосков. Но уже 18 марта того года ЦБ выпустил разъяснение о том, что ограничение не распространяется на сделки с бумагами, если они хранятся в иностранной инфраструктуре, а расчеты осуществляются по зарубежным счетам резидентов, информация о которых раскрыта российской налоговой. Именно это исключение позволило отечественным инвесторам с зарубежными счетами выкупить у иностранцев российские бумаги со значительным дисконтом, замечает Колосков, к тому же у резидентов были возможности по переводу таких бумаг в российский контур.
Когда ЦБ осознал, что подобный арбитраж грозит резким снижением стоимости бумаг из-за их массовой продажи через российскую биржевую инфраструктуру, эта «лазейка» была прямо запрещена указом № 138, затем и сам ЦБ изменил свои официальные разъяснения, рассказывает Колосков. 138-й указ делает фактически невозможным свободный оборот бумаг, приобретенных после 1 марта 2022 г. за пределами России у недружественных лиц без разрешения властей и переведенных в отечественную инфраструктуру, замечает Колосков: по указу сделки с такими бумагами могут совершаться лишь с разрешения правкомиссии, причем покупатель также будет вынужден получать разрешение на дальнейшие сделки.
Обособленный учет бумаг, ранее принадлежавших иностранцам, стал одним из механизмов реализации контрсанкционных мер, он позволяет охладить рынок и затруднить процесс оборота бумаг, оборот которых для России нежелателен, рассуждает юрист фирмы Forward Legal Олесь Груздев. В целом же целью российского контрсанкционного регулирования на начальных этапах было создать точку давления, полагает он, логика была такой: иностранцы заблокировали российские активы, получив инструмент давления на Россию, поэтому Россия стремилась получить такой же инструмент.