Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск скончавшегося в октябре прошлого года председателя совета директоров «Лукойла» Владимира Некрасова к бельгийскому депозитарию Euroclear из-за заблокированных активов, следует из материалов дела, с которыми ознакомились «Ведомости». Пост председателя совета директоров в нефтяной компании Некрасов занимал на момент смерти.
Изначально Некрасов потребовал взыскать с Euroclear убыток от заморозки активов в июле 2023 г. в рамках группового иска клиентов банка «Уралсиб», находящихся на его депозитарном обслуживании, писали «Ведомости». Но после того как осенью того года 66-летний нефтяник скончался в результате острой сердечной недостаточности, его требования были выделены судом в отдельное производство и в дело вступили наследники Некрасова – сыновья Дмитрий и Артем. О том, что у экс-председателя совета директоров «Лукойла» было двое сыновей, старшего из которых зовут Дмитрий, сам Некрасов говорил в интервью «Когалымским вестям» в 2000 г.
Групповой иск клиентов «Уралсиба» московский суд удовлетворил еще 21 марта. Сумма требований по нему на момент подачи заявления в суд составляла 1,5 млрд руб., но в дальнейшем требования несколько раз уточнялись и теперь их размер неизвестен из-за того, что процесс был закрыт в сентябре 2023 г. по ходатайству представителя истцов: сведения о депозитарных отношениях относятся к охраняемой законом тайне, решил суд. Также он учел, что разбирательство в закрытом заседании будет соответствовать принимаемым Россией мерам по защите своих граждан от недружественной политики иностранных государств.
Поскольку процесс, из которого в отдельное производство были выделены требования Некрасова, проходил в закрытом режиме, рассмотрение конкретно претензий экс-председателя совета директоров «Лукойла» также было закрытым, поэтому размер его убытков неизвестен.
157 исков к Euroclear подали инвесторы в российские арбитражные суды после событий февраля 2022 г.
Помимо Некрасова к групповому иску присоединились 27 человек, следует из картотеки. Одним из соистцов был бывший председатель правления «Уралсиба» Ильдар Муслимов, писали «Ведомости». ФИО некоторых других соистцов совпадают с ФИО ряда известных в России людей: это бывший министр энергетики и экс-сенатор Александр Гаврин, бывший замминистра транспорта Борис Король, бизнесмен Андрей Зубицкий, некогда вице-президент Газпромбанка Алла Турецкая, дочь совладельца «Уралсиба» Николая Цветкова Юлия Цветкова и др.
Случаи закрытия заседаний в спорах клиентов с депозитариями, даже на крупные суммы, крайне редки, знает партнер консалтинговой компании ITSWM Екатерина Попова. О том же говорят юрист фирмы Forward Legal Олесь Груздев и партнер адвокатского бюро NSP Арам Григорян. Груздев связывает это с тем, что в России нет комплексной, устойчивой судебной практики по искам к депозитариям, а также с тем, что, как правило, ни участники спора, ни сами суды не стремятся закрыть процесс.
Обычно суд закрывает процесс по ходатайству стороны, если существует риск разглашения коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны, но единообразной судебной практики по этому вопросу не существует, заметила Попова.
Кто такой Владимир Некрасов
Некрасов почти 50 лет работал в нефтегазовой отрасли, пройдя путь от слесаря-ремонтника до генерального директора ключевого производственного общества группы «Лукойл» – «Лукойл-Западная Сибирь», после чего работал в должностях первого вице-президента ПАО «Лукойл», советника президента, председателя совета директоров, говорится в некрологе Некрасова на сайте «Лукойла».
Попова считает, что даже сейчас, когда взыскание средств со счетов типа «С», где в России заблокированы активы Euroclear, невозможно по закону, подавать иски к бельгийскому депозитарию не лишено смысла, поскольку теоретически возможно попробовать найти и взыскать его активы в других юрисдикциях на основании решения российского суда. К тому же в будущем власти могут отменить ограничение на взыскание со счетов «С», заметил Григорян. Кроме того, нельзя исключать, что в России может быть обнаружено другое имущество Euroclear, на которое истцы смогут обратить взыскание, добавил Груздев.
Но основным способом восстановления доступа к замороженным ценным бумагам и деньгам для отечественных инвесторов Попова называет получение индивидуальной лицензии на разблокировку в европейском регуляторе. Этот способ также имеет свои ограничения, например, власти ЕС гораздо охотнее разрешают разблокировать активы при наличии у инвестора счетов в Европе, замечает она. Но, к примеру, высокопоставленным чиновникам запрещено иметь счета за пределами России, поэтому они выбирают другие способы защиты прав, добавила эксперт.
Счета «С» введены после событий февраля 2022 г. в ответ на заморозку бумаг российских инвесторов на Западе – туда власти перевели активы, которые хранились на российских счетах депо иностранных депозитариев, и заблокировали их. В январе этого года президентский указ № 8 запретил арестовывать и накладывать взыскание на активы на этих спецсчетах, но в начале апреля новый указ № 244 вывел из-под запрета решения судов, принятые до 3 января. До этой даты российские арбитражные суды первой инстанции удовлетворили всего четыре иска к Euroclear: победу над бельгийским депозитарием одержал банк «Санкт-Петербург», первым подавший иск и выигравший такой процесс, а также Росбанк, УК «Лидер» и «МТС банк». Еще один иск инвестора-физлица к Euroclear в сентябре 2023 г. удовлетворил суд общей юрисдикции. Всего в российские арбитражные суды подано более 150 исков к Euroclear на сотни миллиардов рублей.