В ЕС обсуждают возможность конфискации собственности российских граждан и организаций. Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила, что именно конфискация, а не заморозка активов - цель единой Европы. Чтобы решить задачу, Брюсселю, по ее словам, предстоит изменить существующую в ЕС юридическую базу - нынешняя не позволяет реализовать такой грабеж законным путем .
"Теоретически ЕС действительно может конфисковать российские активы и "передать" их в пользу Украины. Для этого ЕС может придерживаться следующей гипотетической логики: (I) действия России противоречат нормам международного права; (II) Россия причинила имущественный вред Украине (например, вред инфраструктуре); (III) Украина вправе требовать от России денежной компенсации, в счет которой и пойдет арестованное российское имущество", - рассуждает юрист Forward Legal Олесь Груздев. Но, по его словам, у этого шага есть сугубо юридические ограничения, связанные с тем, как могут быть оформлены требования Украины к России.
Инструментом мог бы быть иск Украины к России о взыскании убытков. Но какой суд уполномочен такой иск рассматривать? "Национальные суды стран ЕС не вправе рассматривать споры между двумя государствами в силу правила "равный над равным силы не имеет", - говорит Груздев. Юридические механизмы для конфискации активов существуют (например, в рамках ООН), но они позволяют конфисковывать имущество, когда речь в ней идет о транснациональных преступных группировках и корпорациях, попадающих под санкции, добавляет юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий предложил направить изъятые у России деньги на поддержку Украины. По общим оценкам, на эти нужды потребуется 750 млрд долларов. При этом в Европе называют сумму поскромнее: ранее канцлер Германии Олаф Шольц говорил о 100 млрд евро.