СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания) не смогла вовремя выплатить купонный доход держателям своих еврооблигаций. Компания сообщила о том, что платеж не прошел. Ранее с аналогичной проблемой столкнулась компания «Северсталь».
Она также не смогла провести пробный платеж по кредиту, относящемуся к выпуску облигаций на сумму 800 млн долларов. Платеж был заморожен банком-корреспондентом на фоне санкций. Как писал «Коммерсантъ», эта проблема касается вообще всех российских держателей евробондов российских же эмитентов. Деньги не доходят до инвесторов. В целом ситуация похожа на чуть не случившийся российский дефолт с одним большим отличием.
Российские эмитенты направляют платежи по купонам или платежи в погашение части долга по своим евробондам на счета зарубежных банков-агентов, но до инвесторов деньги не доходят. Их блокируют европейские депозитарии Euroclear и Clearstream, рассказали источники «Коммерсанта» в крупной российской управляющей компании. В Национальный расчетный депозитарий деньги не поступают с начала прошлой недели. Из-за санкций. С теми, кто под санкциями, в принципе уже все понятно, а по остальным европейские депозитарии проверяют — а не под санкциями ли они. И идет как минимум задержка в дальнейшем движении денег.
Интересно, что в случае с чуть не случившимся российским дефолтом Запад разблокировал замороженные средства ЦБ. Просто в наш госдолг инвестировали много иностранцев — они получили свои деньги, а в случае с российскими корпоративными евробондами их покупали в основном российские же инвесторы, а их судьба на Западе мало кого волнует и поэтому денег своих они, скорее всего, не получат, с сожалением отмечает генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
«Мы отправляем им деньги, а они не возвращают основной массе держателей, которые присутствуют здесь, на нашей территории. Это не только частные инвесторы, но и фонды, и банки. Здесь стоит придумать какую-то другую систему платежа, и можно использовать альтернативные способы, но для этого нужно понять реестродержатель, как регистрировать эти бумаги. Но мне кажется, можно найти решение. И вот как раз иностранным участникам такие платежи в обратную сторону — пускай Euroclear сами проводят, если найдут где-то денег. Мне кажется, здесь нужно отвечать какими-то мерами, потому что эти две системы абсолютно подконтрольны и ЕЦБ, и ФРС и являются ключевыми участниками, без них ничего не получится. И, соответственно, какие бы пути расчетов там мы ни придумали, это не будет работать. Поэтому здесь нужно придумать, как рассчитываться здесь — на территории Российской Федерации, используя наших платежных агентов, и наши депозитарии, и сервисные реестры, и надо это делать срочно либо в принципе не обслуживать эти платежи».
По мнению старшего партнера адвокатского бюро Forward Legal Алексея Карпенко, к закону все это не имеет никакого отношения:
«Безусловно, это противозаконно. Ну, вообще все, что сейчас творится на Западе применительно к России, к закону не имеет никакого отношения: право собственности уже не существует, контрактные обязательства банками и депозитариями в отношении собственных клиентов не выполняются. При этом это происходит не потому, что приняты санкции против конкретных людей или против конкретных компаний, а речь идет о так называемых серых санкциях или подразумеваемых санкциях, когда российский паспорт или происхождение компании из России автоматически означает для банка или для депозитария заморозку средств. Ну как бы недовольны — идите разбирайтесь в суд. Вот будет их позиция».
Алексей Карпенко уверен, что в судах у пострадавшей стороны будут все шансы добиться справедливости. Вот только не совсем понятно, кто будет представлять интересы российских компаний и инвесторов в этих судах. Западные юристы работать с российскими клиентами не хотят.
← Назад