Минфин обменяет свои суверенные еврооблигации на локальные бумаги 5 декабря 2024 года. С сентября ведомство проводит сбор заявок от держателей бондов. В обращении находится девять выпусков на $27 млрд и четыре выпуска на €5 млрд. Министерство разделило инвесторов на две категории: тех, кто держал бумаги в российских депозитариях, и тех, кто держал их за рубежом. Для первой категории срок подачи заявок истекает 14 ноября, для второй уже истек 15 октября.
Чтобы приступить к этому обмену, властям пришлось внести поправки в Налоговый кодекс, который до этого просто не предусматривал порядка налогообложения процедуры замещения еврооблигаций. Поправки были приняты 22 октября. То есть инвесторы, которые хранили свои ценные бумаги в иностранных депозитариях, вынуждены были подавать заявки на обмен, еще не зная, какая процедура налогообложения их ждет.
Новое слово
Понятие «замещающая облигация» появилось на российском рынке около двух лет назад. «Спецоперация»* на Украине, которую Россия начала в феврале 2022-го, привела к санкциям против российской финансовой системы и компаний. Из-за этого у заемщиков, имеющих валютный долг, появились сложности с исполнением обязательств по валютным облигациям.
Минфин не стал исключением. Тогда был придуман механизм замещающих бондов, когда выпущенная по международному праву облигация с валютным номиналом трансформировалась в номинированную в валюте внутреннюю облигацию, выпущенную по российскому праву. Выплаты по таким бондам происходят в рублях. Первым эту схему опробовал «Газпром», затем подтянулись другие компании, а к концу 2024 года Минфин решил заместить суверенные бонды. Но возникли вопросы по налогам.
До 2022 года инвесторы в российские евробонды должны были платить 13% с дохода от купли-продажи облигаций и купонов. Но инвесторы, которые держали евробонды более трех лет, могли получить налоговый вычет по уже уплаченному налогу на доход в размере до 3 млн рублей. Кроме того, с 2019 года был отменен 13%-ный налог на доход из-за разницы курсов покупки и продажи. Это было сделано хитрым образом: в целях расчетов цены покупки использовался курс на момент продажи, и курсовой разницы не возникало.
Налоговый кодекс не предусматривал ситуацию с замещением суверенных евробондов. В этой процедуре держатель облигации переводит бумагу на счет Минфина в центральном депозитарии, а Минфин взамен переводит замещающую облигацию держателю. Какие налоговые последствия для инвестора несет эта процедура? Таким вопросом задались члены Ассоциации владельцев облигаций и направили письмо со своими опасениями депутатам Госдумы и сенаторам Совфеда. В частности, инвесторы указывали на возможность налогообложения из-за валютной переоценки, а также потери льготы на долгосрочное владение — налогового вычета, на который имеют право инвесторы, владеющие ценной бумагой более трех лет.
Нормализация не для всех
По сути инвесторы столкнулись с тем, что обмен евробондов России на внутренние облигации бумаг Налоговый кодекс воспринимает как две отдельные операции. Советник налоговой практики VERBA Legal Евгения Заинчуковская говорит, что с гражданско-правовой точки зрения замещение бондов — это реализация одной бумаги и получение взамен ее другой.
А это значит, что при получении замещающей облигации пришлось бы заплатить НДФЛ из дохода, появившегося в связи с валютной переоценкой, так как расчеты будут вестись в рублях, а не в валюте. Кроме того, должна была бы измениться дата приобретения ценной бумаги, то есть пропадает льгота долгосрочного владения и право на вычет, с помощью которого можно было бы этот налог частично или полностью вернуть. И именно об этих проблемах беспокоились инвесторы, написавшие депутатам.
Чтобы нормализовать ситуацию, пришлось в Налоговый кодекс представить замещающие облигации Минфина как прямое продолжение евробондов. Налоговый кодекс, например, просто запрещает налоговикам рассчитывать налоговую базу по операции обмена. «Налоговая база по такой операции не определяется», — говорится в поправках. А стоимостью новых облигаций для целей налогообложения Налоговый кодекс признает стоимость при их приобретении. Так решается проблема курсовых разниц.
И наконец, для инвесторов в новые локальные замещенные облигации срок владения будут считать с момента покупки соответствующих еврооблигаций. Старший юрист налоговой практики Verba Legal Андрей Шептий поясняет: если инвестор купил евробонды в 2017 году и заместил их в 2024-м, срок владения будет исчисляться с 2017 года.
Инвесторы также смогут зачесть расходы на приобретение евробондов при продаже бумаг, говорит юрист консалтинговой компании ITSWM Лия Нани. Это значит, что при продаже замещенной ценной бумаги налогом будет облагаться не вся сумма продажи, а сумма после вычета стоимости покупки бонда, поясняет юрист Forward Legal Егор Владимиров.
Но есть нюанс: нормализация налогового законодательства для обмена евробондов распространяется не на всех инвесторов, а только на тех, которые приобрели их до 1 марта 2022 года. Остальным придется иметь дело со старыми нормами Налогового кодекса, то есть заплатить больше налогов и лишиться права на вычет.
Спекулянтам бой
Дискриминируемая категория — те, кто покупал евробонды России после 1 марта 2022 года, и для этих людей никакой нормализации в налоговом законодательстве не предусмотрено. Эта дата проходит по всему «контрсанкционному» законодательству России и именно с ней ЦБ связывает начало спекулятивной торговли, убежден партнер FTL Advisers Игорь Кузнец. Похожие поправки были приняты в Налоговый кодекс в июле 2023 года для процедуры замещения корпоративных еврооблигаций — там тоже фигурирует дата 1 марта 2022 года.
Логика такая: если инвестор покупал бумаги после отсечки 1 марта, то, скорее всего, покупал с большим дисконтом, а значит, и налог будет выше, говорит заместитель директора юридического департамента инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова.
Откуда взялся дисконт? После начала «спецоперации» рынок российских активов фактически разделился на два изолированных контура. В зарубежном периметре остался значительный объем суверенных еврооблигаций России, по которым держатели из-за санкций и инфраструктурных сложностей не могли получать выплаты. Такие бумаги стали стоить дешево, и инвесторы стали покупать их с существенным дисконтом, объясняет Игорь Кузнец. После этого бумаги переводились в Россию, чтобы их можно было впоследствии продать по более высокой цене.
«Такое инвестиционное эльдорадо вызвало интерес не только со стороны инвесторов, но и со стороны регулятора. Уже летом 2022 года Банк России предупредил о потенциальных рисках подобных сделок. Были приняты нормативные акты, устанавливающие ограничения на сделки с российскими активами», — напоминает он. В частности, ЦБ пытался ограничить покупку еврооблигаций у инвесторов из Европы, США и других стран, которые ввели против России санкции, напоминает адвокат КА Pen & Paper Роман Кузьмин.
Крупные инвестиционные компании активно предлагали своим клиентам покупку суверенных евробондов с дисконтом, хотя точный объем таких инвестиций неизвестен, говорит юрист фирмы «Томашевская и партнеры» Владислав Доровских. При этом часть суверенных выпусков после 1 марта 2022 года продолжала торговаться на Мосбирже, говорит юрист, но объем торгов был низким. Не исключено, что достанется не только спекулянтам. У инвесторов была возможность приобретать такие бумаги внутри России и после 1 марта 2022 года. Торговать такими облигациями можно было вплоть до санкций против Мосбиржи в июне этого года, указывает Егор Владимиров.
В результате инвесторы, которые стали собственниками суверенных евробондов после 1 марта 2022 года, получают все проблемы неадаптированного Налогового кодекса, в том числе налоги на курсовую разницу, говорит Егор Владимиров из Forward Legal. «Если купил после отсечки, то сам факт замещения запустит расчет налоговой базы и сформируется налог», — добавляет Елена Рязанова из «Синары».
Кроме того, для такого держателя бондов обнуляется льгота долгосрочного владения бумагой. «Давность владения бумагой будет считаться с даты получения инвестором новой локальной облигации», — поясняет Владимиров. Наконец, инвесторы, купившие бумаги после 1 марта 2022 года, не смогут при продаже или погашении облигации уменьшить налогооблагаемую базу на сумму, по которой они купили ценные бумаги. «При реализации уже новой (замещенной) ценной бумаги вся сумма продажи новой ценной бумаги будет подлежать налогообложению», — говорит Владимиров.
← Назад