Правительство Польши приняло решение ввести внешнее управление в отношении доли «Газпрома» в компании Europol Gaz, собственнике польской части газопровода «Ямал – Европа», сообщает польская газета Rzeczpospolita. «Министр развития и технологий Вальдемар Буда по запросу Агентства внутренней безопасности [Польши] принял решение о приобретении доли ПАО «Газпром» в Europol Gaz. <...> Согласно решению, вступающему в силу немедленно, установлено временное принудительное управление», – отмечает издание.
В обосновании решения, на которое ссылается газета, указано, что временная администрация необходима «для обеспечения предоставления коммунальных услуг или выполнения других задач общественного характера в рамках деятельности предприятия, а также для защиты экономических интересов государства».
Газопровод «Ямал – Европа» проходит по территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии. Проектная мощность газопровода – 33 млрд куб. м в год, протяженность польского участка – 683 км. Польским участком владеет Europol Gaz, а управляет оператор газотранспортной системы Польши – Gaz-System. «Газпром» и польская нефтегазовая компания PGNiG владеют по 48% Europol Gaz, еще 4% контролирует польская компания Gas-Trading S.A.
Польское издание отмечает, что Europol Gaz использует так называемое перекрестное представительство, которое для принятия корпоративных решений требует согласия членов правления, назначенных по рекомендациям PGNiG и «Газпрома». Но в текущей ситуации сотрудничество членов правления ограничено, что приводит к блокировке принятия решений как на уровне правления, так и на общем собрании акционеров.
«Ведомости» направили запросы в «Газпром» и Europol Gaz.
Транзитные поставки российского газа в Евросоюз (ЕС) по трубопроводу «Ямал – Европа» через Польшу фактически не ведутся с конца 2021 г. В конце апреля Польша внесла «Газпром» в санкционный список из-за СВО на Украине, заблокировав для него возможность осуществлять права по акциям и другим ценным бумагам Europol Gaz, а также получать от нее дивиденды. Россия в качестве контрсанкций внесла Europol Gaz в санкционный список, запретив платежи в адрес этой компании. В итоге «Газпром» 11 мая потерял возможность использовать газопровод «Ямал – Европа» для экспорта газа.
До мая 2020 г. действовал долгосрочный контракт на транзит российского газа через территорию Польши. Но по инициативе Польши он не был продлен, и транзит стал осуществляться через механизм аукционов при наличии заявок от европейских потребителей. Впоследствии из-за отсутствия заявок на фоне рекордно высоких спотовых цен на газ в ЕС газопровод начал работать в реверсном режиме – прокачка газа осуществлялась из Германии в Польшу. Из-за отказа PGNiG оплачивать поставки российского газа в рублях «Газпром» с 27 апреля 2022 г. прекратил поставки топлива для Польши («Ведомости» писали об этом 26 апреля).
В начале февраля «Газпром» подал иск против PGNiG в соответствии с регламентом комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с требованием соблюдения права компании на получение дивидендов из прибыли Europol Gaz, а также участия представителей «Газпрома» в управлении компанией. Накопленная за предыдущие годы прибыль, которая может быть направлена на выплату дивидендов, по данным «Интерфакса», на тот момент составляла 1,74 млрд злотых ($430 млн) («Ведомости» писали об этом 2 февраля).
Это не первый случай, когда активы «Газпрома» в ЕС переходят под внешние управление. В апреле 2022 г. немецкий регулятор – Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) – взял под прямое управление дочерние компании «Газпрома», в том числе Gazprom Germania GmbH, в которую входили оператор крупного ПХГ Astora и трейдинговая структура Gazprom Marketing & Trading Ltd. Позднее Gazprom Germania была переименована в Securing Energy for Europe (SEFE).
14 ноября Минэкономики Германии сообщило, что правительство страны приняло решение о национализации SEFE: правительство через госкомпанию Securing Energy for Europe Holding GmbH выкупит 100% акций компании за 225,6 млн евро. Также будет увеличен кредит SEFE от госбанка KfW с 11,8 млрд до 13,8 млрд евро, значительная его часть должна быть конвертирована в акционерный капитал. Планы по национализации уже были одобрены Еврокомиссией.
Юрист Forward Legal Ростислав Кац отмечает, что Польша планирует ввести временную администрацию для того, чтобы Europol Gaz могла функционировать в условиях санкций ЕС. «Следующим шагом может стать принудительный выкуп (национализация) доли «Газпрома» в этой компании», – отмечает юрист.
По его словам, соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Россией и Польшей предусматривает, что национализировать инвестиции можно только с соблюдением ряда требований. А именно: национализация должна происходить в общественных интересах, должен быть соблюден установленный законом порядок, а также должна быть выплачена «быстрая, адекватная и эффективная компенсация, соответствующая реальной стоимости инвестиций».
Из положений соглашения следует, что в случае национализации компенсация должна быть свободно выплачена «Газпрому», невзирая на санкции, подчеркивает юрист. Если хотя бы одно из условий не станет выполняться, это будет являться основанием для иска со стороны «Газпрома» о взыскании компенсации. Спор будет рассматриваться арбитражем по регламенту ЮНСИТРАЛ. Такие споры, по словам Каца, длятся 2–3 года и вероятность успеха инвестора в них высока. «Газпром» также может обратиться в национальный суд Польши, но вероятность успеха в таком деле, по мнению юриста, очень низкая.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сомневается в том, что «Газпром» будет оспаривать решение польских властей. Он напоминает, что «Газпром» не оспаривает решения властей Германии в отношении бывших активов компании в стране. По мнению Юшкова, это связано с тем, что «в текущей политической ситуации «Газпром» осознает, что ни один суд в ЕС не встанет на его сторону».
В 2009 г. «Газпром» оценивал свои инвестиции в Еuropol Gaz в $550 млн, отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, сейчас оценить стоимость актива можно по остаточной стоимости труб и оборудования примерно в $150–200 млн. «Газпром» строил газопровод на собственные средства, но сейчас он фактически не эксплуатируется и генерирует убытки», – отмечает Юшков. Перспективы запуска газопровода в прежнем режиме в ближайшие годы «весьма туманны», признает аналитик.