Американский Ситибанк не может продать бизнес в РФ по техническим причинам, узнали «Известия». Проблема заключается в отсутствии возможности передать покупателям IT-систему, на которую завязаны все процессы. В ней используется ПО и оборудование Cisco и Oracle, которое нельзя реализовывать в нашей стране. Кроме того, IT-мощности организации размещены за рубежом и отделить их от общей инфраструктуры Citigroup невозможно, рассказали источники в IT-консалтинге и в профильном секторе. В попытке свернуть бизнес банк стимулирует розничных клиентов закрывать счета, а кредитный портфель продал «Уралсибу». О том, как складывается ситуация с работой в РФ Ситибанка и других иностранных игроков, — в материале «Известий».
Сервер преткновения
Citigroup не может продать свой российский бизнес из-за невозможности передачи покупателям набора IT-систем, обслуживающих Ситибанк в нашей стране, рассказали «Известиям» менеджер консалтинговой компании, специализирующейся в сфере высоких технологий, а также высокопоставленный источник в банковском секторе.
Без IT-систем, обеспечивающих обработку и проведение транзакций, кредитная организация просто не нужна российским покупателям, утверждают собеседники издания. По их словам, проблема состоит в том, что в системах используется софт американских компаний, в частности Cisco и Oracle, прекративших в 2022 году его дистрибуцию в РФ. Из-за санкций банк не может передать потенциальному приобретателю необходимое оборудование и программное обеспечение (ПО), утверждают они. По словам одного из источников, именно из-за проблем с IT от покупки Ситибанка отказались по меньшей мере уже три отечественные финансовые структуры. Их названия он не привел.
Одной из причин сложностей с продажей активов Ситибанка целиком действительно может быть его IT-система, согласен другой источник «Известий» на профильном рынке.
Член совета директоров банка «СИАБ» Владимир Кузнецов считает, что дело не только в лицензиях присоединившихся к антироссийским санкциям технологических компаний. IT-инфраструктура Citigroup — и это хорошо знают в банковском сообществе — устроена таким образом, что информационно-технологические мощности, обслуживающие отечественный бизнес финансовой организации, расположены в нескольких странах, в частности в Индии, отмечает он.
— При этом одни и те же информационные системы работают как на РФ, так и на другие страны группы, — утверждает Владимир Кузнецов.
В такой ситуации невозможно предоставить потенциальному покупателю необходимые IT-ресурсы, а делить их с Citigroup в условиях политической и макроэкономической нестабильности слишком рискованно, отмечает один из собеседников «Известий» в банковском секторе.
В Ситибанке не стали комментировать ситуацию, но отметили, что Citigroup действует в соответствии с планами, объявленными в 2022 году. 25 августа она заявила о том, что в рамках сокращения своих операций и присутствия в России будет сворачивать свои розничные активы и бизнес по работе с отечественными малыми и средними предприятиями. В октябре было объявлено о продаже кредитного портфеля «Уралсибу». При этом еще в апреле 2021 года финорганизация объявила о решении реализовать розничные активы в РФ.
Продажа кредитного портфеля с точки зрения информационных технологий гораздо проще, чем передача покупателю базы пользователей банковских карт, утверждает один из участников финансового рынка. Это чисто офлайновая операция, уверяет он.
Кроме того, с 2025 года российские компании, инфраструктура которых считается критической (в их числе и банки), должны перейти на отечественный софт, напоминает он.
Закрыть нельзя продать
До февраля 2022 года в РФ работали и другие крупные кредитные организации. Помимо Citigroup это французский Росбанк (Societe Generale), австрийский Raiffeisen Bank и итальянский UniCredit. В апреле 2022-го «Интеррос» Владимира Потанина выкупил Росбанк у Societe Generale. Позднее «Интеррос» также приобрел 35% TCS Group (ее основной актив — Тинькофф Банк) у семьи Олега Тинькова.
Еще весной 2022-го UniCredit прекратил инвестиции в российское подразделение и заявлял, что рассматривает варианты ухода из страны, однако до сих пор о его конкретных шагах неизвестно. По итогам 2022-го российская дочка кредитной организации увеличила прибыль в четыре раза — до 56,5 млрд рублей. Об аналогичных планах заявлял и Raiffaisen Bank.
В марте 2023 года агентство Reuters сообщило, что Европейский центральный банк оказывает давление на Raiffaisen, требуя от него предоставить план по уходу из нашей страны. Накануне Raiffeisen Bank International был внесен на Украине в перечень «спонсоров войны», поскольку тот по-прежнему работает в России и признает ДНР и ЛНР через свое представительство в РФ.
В ответ на это головной офис Raiffaisen Bank сообщил, что продолжает изучать различные варианты будущего для своей «дочки». Между тем по итогам 2022-го бизнес в РФ принес организации половину прибыли — €2 млрд. Как пояснили источники «Известий», это связано с тем, что банк остался одной из немногих финансовых структур, позволяющих делать SWIFT-переводы.
По мнению сотрудника одной из российских кредитных организаций, если Сitigroup и сможет продать Ситибанк, то только с огромным дисконтом. За символическую плату плюс часть расходов, связанных с ликвидацией, считает он. Второй путь — постепенное закрытие путем выдавливания клиентов. Банк, например, перестанет открывать депозиты, выдавать новые карты и так далее, считает собеседник «Известий».
Ситибанк может пойти по пути продажи отдельных составляющих, однако вся его транзакционная часть завязана на иностранном ПО, которое невозможно передать новому покупателю, согласна адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова.
— Пока в Ситибанке не решат вопрос с инфраструктурой, на которой работает продукт, продажа, вероятно, будет находиться в подвешенном состоянии. Даже если технически возможно перевести транзакции на другое ПО, этот вопрос потребует длительной проработки, — отметила она.
По словам юриста, сложности с иностранным программным обеспечением есть не только у российского подразделения Ситибанка. Многие крупные поставщики прекратили обслуживание и обновление своего ПО, в частности не предоставляют новые лицензии. Это негативно отражается на сделках по продаже сложного оборудования, которое совместимо только с иностранным софтом, на проектах по строительству высокотехнологичных объектов, рассказывает Людмила Лукьянова.
Ситибанк давно собирался уйти из нашей страны, но формат до сих пор неясен, сказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. В теории один из вариантов — продажа бизнеса целиком. Тогда его могла бы купить как другая финансовая организация, так и небанковская структура, как в случае с Росбанком, который приобрел «Интеррос». Это может быть выгодно покупателю, поскольку ЦБ РФ не очень приветствует создание новых кредитных организаций, а у Ситибанка уже рабочая структура, персонал, клиенты. Такую сделку должно одобрить правительство, напомнил Алексей Войлуков. Сложностей в этой схеме много, так как нужно дорабатывать IT-систему для продолжения работы в нашей стране, поэтому, вероятно, ценник может быть значительно снижен.
— Другой вариант — продажа бизнеса по частям. Например, портфель потребкредитов — в одни руки, ипотечный — в другие, карточный — в третьи. Главный вопрос остается с депозитами, поскольку все обязательства перед клиентами финорганизация обязана выполнить, — отметил он.
Впрочем, учитывая, что банк давно объявил о намерениях уходить с рынка, вероятно, он неактивно открывал долгосрочные вклады, отметил Алексей Войлуков.