Новая амнистия капитала, которую в России запустили в марте этого года, не вызвала интереса у владельцев активов за рубежом, рассказали «Ведомостям» менеджеры крупных аудиторско-консалтинговых компаний.
Если в предыдущие волны была масса заявок от готовых легализоваться, сейчас таких запросов единицы, сообщил руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept (бывшая KPMG в России) Михаил Орлов. «Мы наблюдаем гораздо меньший спрос на новый этап амнистии», – подтвердил партнер «Технологий доверия» (бывшая PwC в России) Михаил Филинов. Небольшой интерес к амнистии есть, но он не такой массовый, как это было в рамках предыдущих кампаний, уточнил партнер департамента налогов и права компании «Деловые решения и технологии» (бывшая Deloitte в России) Олег Трошин. Хотя пока спроса на инструмент действительно нет, это не значит, что он останется полностью не востребованным, полагает партнер Б1 (бывшая EY в России) Антон Ионов. Опыт прошлых амнистий показал, что, как правило, ею начинают пользоваться ближе к концу срока действия, напомнил он.
Представитель Минфина переадресовал запрос «Ведомостей» в Федеральную налоговую службу (ФНС). В ее пресс-службе на вопросы не ответили.
Практически все желающие задекларировать активы воспользовались этой возможностью в предыдущие этапы амнистии, полагает Орлов. «Мне представляется странным, чтобы проигнорировавшие их владельцы капиталов решили именно сейчас выйти из тени», – добавил Орлов.
Новый этап амнистии носит более точечный характер, поэтому в ближайшее время он не станет массовым, полагает советник практики налоговых споров МЭФ Александр Овеснов. Основная часть желающих воспользовалась преференциями прошедших этапов амнистии капиталов, согласен эксперт.
Тем не менее даже для тех немногочисленных желающих легализоваться сейчас один из главных сдерживающих факторов – ограничения на перевод средств из иностранных банков в Россию, отметил Орлов. Действительно, сложности с применением амнистии в связи с санкциями есть, согласился Ионов.
35 млрд евро составила, по данным Минфина, сумма амнистированных капиталов за первые волны амнистии. Новых публичных оценок после этого не было
Кроме того, «девалютизация» российской финансовой системы затрудняет хранение большого объема валюты на банковских счетах внутри страны, а текущий курс доллара и евро сложно назвать привлекательным с точки зрения конвертации, полагает Орлов.
Амнистия капиталов дает возможность российским резидентам «безболезненно» раскрыть информацию о своих активах, но нельзя сказать, что предыдущие этапы пользовались огромной популярностью, говорит юрист Forward Legal Олесь Груздев. Причиной этого стали уголовные дела, которые начали возбуждать российские правоохранительные органы на основе информации, изложенной в декларациях, добавил эксперт. Например, широкую известность получило уголовное дело в отношении бенефициара компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, где позиция обвинения была построена на декларации, которую бизнесмен подал в рамках амнистии капитала. Несмотря на то что в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения о запрете использовать информацию из спецдеклараций для возбуждения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных мероприятий, доверие налогоплательщиков не восстановилось, считает Груздев.
Что интересует
Сейчас интерес к амнистии есть в основном в тех случаях, когда физические лица переводят активы в прямое владение из номинального. Особенно актуальна амнистия стала для тех, кто использовал номинальных владельцев из ЕС, пояснил Трошин.
Первые этапы давали не только юридическую защиту, но и налоговые выгоды: вместе с амнистией работала безналоговая ликвидация, а сейчас можно амнистировать прошлое, но нет инструментов, которые могут просто изменить структуру, чтобы не возникало новых нарушений, отметил Филинов.
Закон об амнистии капиталов запрещает возбуждение уголовных дел только по очень узкому составу налоговых и валютных преступлений, но не защищает декларанта от других экономических составов, например от мошенничества, указал Груздев. В результате большое количество активов продолжает оставаться в серой зоне для налоговых органов, заключил эксперт.
В этом году у предпринимателей появились веские причины репатриировать свои капиталы, считает член генерального совета «Деловой России», руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева. Четвертый этап амнистии обезопасит владельцев серого капитала от санкционного и административного давления со стороны иностранных государств и в то же время – от уголовного преследования по экономическим и налоговым составам в России, отметила она. Появившаяся впервые возможность задекларировать наличные, в частности, позволяет ввести в оборот средства от легитимной деятельности, полученные с нарушением кассовых операций, указала эксперт.
Условия амнистии
Новую амнистию Минфин анонсировал в конце февраля на фоне усиления санкционного давления со стороны западных стран. Она будет более масштабной, чем предыдущие, отмечал тогда министр финансов Антон Силуанов. Правительство поможет бизнесу защитить свои активы в условиях резкого усиления политического давления за рубежом, где объявлена охота за российскими активами, пояснял премьер-министр Михаил Мишустин в начале марта. До этого власти трижды проводили амнистию капитала: в 2015–2016, 2018–2019 и 2019–2020 гг. Механизм позволяет российским резидентам раскрыть информацию о незадекларированных зарубежных активах без привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности. В рамках четвертого этапа эти гарантии действуют в отношении нарушений, совершенных до 1 января 2022 г. За первые волны было амнистировано капиталов на 35 млрд евро, сообщал в конце ноября 2019 г. Силуанов. Новых публичных оценок после этого в Минфине не производили.
Особенностью новой амнистии стало расширение перечня финансовых активов, которые можно задекларировать. Если в предыдущие этапы это были ценные бумаги, доли участия в иностранных организациях, средства на счетах в иностранных банках, контролируемые иностранные компании, то под новую амнистию подпадают и иные финансовые активы (например, производные финансовые инструменты), а также наличные деньги. Для участия в ней необходимо с 14 марта 2022 г. до 28 февраля 2023 г. предоставить специальную декларацию в любой налоговый орган или в центральный аппарат ФНС на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Другие госорганы не имеют права доступа к раскрытым в рамках амнистии сведениям.