Конституционный суд РФ 26 января рассмотрит дело о проверке конституционности ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции. Поводом послужили жалобы АО «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» и АО «Кошелев-проект», которые считают незаконным привлечение их к ответственности антимонопольными службами по «формальным» признакам. В 2020 г. управление ФАС по Самарской области оштрафовала компании за сговор. Оба предприятия участвовали в конкурсе на строительство двух школ и нескольких дорог.
ФАС счел, что принадлежащие одному лицу компании только формально между собой конкурировали. Согласно позиции надзорного органа, после минимального снижения цены один из них отказывался от борьбы – соответственно, оставшееся предприятие в аукционе выигрывало. Компании подавали документы с общего IP-адреса и заверяли одной электронной подписью. ФАС оштрафовала «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект» на 138 млн руб.
Оспорить соответствующие решения в суде компаниям не удалось. Они настаивали на том, что в принципе не могут конкурировать между собой, так как принадлежат одному лицу. В то время как действующее законодательство, полагают они, позволяет опираться на формальные признаки в вопросе контроля компании, а также позволяет устанавливать нарушения антимонопольного законодательства без исследования фактических обстоятельств и установления реальности угрозы ограничения конкуренции.
Закон о защите конкуренции предоставляет иммунитет от ответственности за антиконкурентное соглашение, если компании подтвердят, что в действительности они входят в одну контролируемую группу и не являются конкурентами друг друга, сказал «Ведомостям» адвокат Forward Legal Олег Шейкин. Ч. 8 ст. 11 закона о защите конкуренции выделяет лишь два формальных критерия контроля – либо контроль одного лица другим через право распоряжаться более чем 50% голосующих акций (доли), либо контроль над исполнительным органом, пояснил адвокат.
Руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле отмечает, что сейчас даже при имеющемся законодательстве сложилось два подхода к вопросу толкования подконтрольности одного юрлица другому. «В одном случае суды исследуют всю совокупность обстоятельств и при наличии доказательств устанавливают фактическую подконтрольность юридических лиц одному лицу даже в отсутствие формально-юридических связей (записи в ЕГРЮЛ), – говорит эксперт. – Во втором случае суды подходят к данному вопросу строго формально и считают, что подконтрольность может подтверждаться исключительно формально-юридической связью».
Причем, по его словам, второй подход поддерживает ФАС. Но следование формальному толкованию закона приводит к тому, что Шицле назвал «антимонопольной ловушкой». К примеру, на его практике был случай, когда «действия, направленные на защиту группы компаний от попадания в полном объеме в санкционный лист, были использованы антимонопольным органом, который как раз занял формальную позицию и привлек общества к штрафу в несколько сотен миллионов просто в связи с участием двух юридических лиц одной группы в торгах». «Доказательством служила смена записи в ЕГРЮЛ», – говорит Шицле.
КС должен определить, установлен ли статьей закрытый перечень способов контроля над юридическим лицом, ограниченный исключительно формально-юридической связью, говорит Шицле: «В случае если КС придет к выводу, что такое указание в норме отсутствует, то будет подтверждена корректность первого подхода судебной практики. Если суд придет к выводу, что такое ограничение имеет место, то, на мой взгляд, жалоба заслуживает внимания, поскольку при подобном толковании происходит необоснованное ущемление конституционных прав на свободу предпринимательства и справедливый суд».
До 2021 г. пост генерального директора АО «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» занимал первый зампредседателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев (ЛДПР). Он не ответил на звонки «Ведомостей». В декабре он был назначен исполняющим обязанности координатора самарского регионального отделения ЛДПР.