Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект «О внешней администрации по управлению организацией» — вариант механизма управления российским бизнесом иностранных компаний, которые решили уйти из страны. Первый вариант законопроекта появился уже в начале марта — когда заявления иностранного бизнеса о приостановке работы в России приобрели массовый характер. В новой версии документа появляется определение компаний, имеющих существенное значение «для обеспечения стабильности экономики». Именно в такие компании и могут ввести внешнее управление.
В какие компании могут ввести внешнюю администрацию
Законопроект предполагает, что внешнюю администрацию можно по решению суда ввести в компанию, которая соответствует двум критериям: иностранное лицо владеет в ней долей от 25%, а сама компания имеет «существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан».
Под последний критерий попадают компании, которые:
При этом законопроект делает исключение для иностранных структур, бенефициарами которых являются россияне.
Как и в первой версии законопроекта, основанием для введения внешнего управления может быть «фактическое прекращение» управления компанией ее топ-менеджментом или акционерами. Например, если руководители бизнеса после 24 февраля покинули Россию, «уклонившись от осуществления своих полномочий», из-за чего компания потеряла в стоимости или прекратила работу. Назначить временную администрацию через суд также можно, если ее руководство или владельцы после 24 февраля заявляли о прекращении работы в отсутствие экономических оснований или уведомляли более чем треть работников о сокращении штата. Еще одно основание — сокращение выручки за три месяца не менее чем на тридцать процентов из-за сокращения или приостановки производства. Наконец, внешнее управление может быть введено в компании, прекращение работы которой приведет к остановке работы других компаний, попадающих под регулирование.
Внешняя администрация может получить в доверительное управление все или часть акций либо взять на себя руководство организацией. Назначается она на срок до полутора лет, с возможностью продления полномочий еще на столько же. Ее полномочия могут прекратиться досрочно, если владельцы компании сообщат в межведомственную комиссию об «устранении обстоятельств», которые привели к введению внешнего управления, либо о планируемой продаже акций.
Предыдущая версия законопроекта была «жестче». В ней предусматривалось введение внешнего управления с обязательной продажей активов в дальнейшем. Сейчас этого пункта нет, кроме того, у бывших собственников есть право вернуть себе контроль над активом. В документе также не прописывались детальные критерии для введения внешнего управления. Под требования в итоге подпадал любой бизнес, более чем на 25% принадлежащий иностранным лицам из «недружественных государств»; владельцы также должны были объявить об уходе после 24 февраля без «очевидных экономических оснований».
Предыдущая версия документа затрагивала компании с активами стоимостью 1 млрд рублей и штатной численностью от 100 сотрудников, в новом варианте этого требования нет.
Ключевое решение — об обращении в суд с заявлением о назначении внешней администрации — принимает межведомственная комиссия. Туда, в свою очередь, может обратиться глава региона, в котором работает компания, или руководитель федерального ведомства. В первом варианте законопроекта обратиться в комиссию могла также региональная прокуратура.
Что это значит для бизнеса
Бизнес иностранных компаний представлен в России в «очень широком разрезе», от нефти и газа до выпуска одежды, гейминга, интернет-платформ и прочего. Но можно предположить, что изменения коснутся производственных мощностей таких гигантов, как Ikea, Henkel, Procter & Gamble или Unilever, говорит Forbes управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
В отличие от прошлой редакции новый проект не предусматривает бесплатной национализации, что «в значительной мере» облегчит положение иностранных компаний, уходящих с российского рынка, считает юрист Forward Legal Евгений Афанасьев.
Помимо передачи управления в пользу временной администрации, документ предусматривает и второй способ: «управляющий» теперь может получить в доверительное управление акции такой компании. При этом доход от доверительного управления будет зачисляться на номинальный счет, бенефициаром которого является иностранный владелец, отмечает юрист. Временная администрация по-прежнему может принять решение о замещении активов, но теперь в уставный капитал новой компании передаются и обязательства должника, прибыль от продажи за вычетом расходов на работу «управляющего» и проведение торгов будет выплачена иностранному владельцу. Эти меры также облегчают «уход» компаний по сравнению с предыдущей версией проекта, говорит Афанасьев.