В октябре Еврокомиссия примет директиву, позволяющую изымать российские активы в случае обхода санкций. Об этом заявил еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс. По его словам, конфискованное можно будет направить в фонд восстановления Украины.
По словам комиссара, в Евросоюзе заморожены активы российского бизнеса почти на 14 млрд евро, однако большая их часть приходится лишь на пять стран. Дидье Рейндерс их не назвал, но сказал, что направит письмо остальным членам ЕС с призывом активизировать эту работу. Он не стал называть и российских владельцев европейских активов, о которых идет речь.
Что касается директивы ЕС о конфискации имущества за нарушение санкционного режима, то, как отметил комиссар, Европарламент эту инициативу одобрил, есть консенсус и в Евросовете. Дидье Рейндерс пояснил, что обход санкций станет в странах Евросоюза уголовным преступлением с наказанием в виде конфискации активов.
Комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
«Речь идет о большом количестве людей, которые попали под санкции. В чем их обвиняют, что они плохого совершили — доказать в каждом конкретном случае практически невозможно. И, соответственно, нужно придумать легальные основания для того, чтобы конфисковать их имущество, нарушить право собственности. Просто так отобрать невозможно. Никаких кровавых и коррупционных преступлений они не совершали, по крайней мере те, которые можно доказать в конкурентном судебном процессе. Соответственно, нужно придумать какое-то основание. Они и говорят: нарушишь санкции — тебе будет основание, мы все у тебя заберем. Как они будут трактовать нарушения санкций, на чем они будут ловить? Я думаю, трактовки будут самые широкие, потому что цель здесь — не наказать, а просто отобрать имущество и получить какой-то легальный повод для этого».
СМИ не раз сообщали об арестах и заморозке активов россиян в ЕС, включая яхты бизнесменов Андрея Мельниченко и Геннадия Тимченко, недвижимость в Германии, предположительно, Алишера Усманова. Но эти люди хотя бы могут надеяться на то, что их активы не отберут за нарушения, которые были до введения в уголовное право стран ЕС нормы о конфискации. А вот тем, чьи активы заморозила Великобритания, например Михаилу Фридману и Петру Авену, повезло меньше. На островах тоже обсуждают конфискацию российских активов, причем это может быть оформлено задним числом. Продолжает адвокат из Лондона Владимир Гладышев:
«В ЕС с правовой точки зрения понятная ситуация. Они говорят, что любое нарушение санкций, которое будет в будущем после принятия законодательства, будет являться основанием для конфискации. Они предполагают, что это не будет иметь обратной силы. В Англии же ситуация другая. В Англии есть вещь, которую у нас не все понимают, которая называется «суверенитет парламента». Парламент может принять любое законодательство — и об обратной силе закона. Парламент в Англии абсолютно суверенен и может принять любой закон, который ему в голову взбредет. Они, конечно, будут стремиться к тому, чтобы все это было правильно оформлено с точки зрения английского внутреннего права, чтобы был принят парламентский закон, а там могут ввести и конфискацию задним числом».
Петра Авена уже подозревают в нарушении британских санкций. В ходе начатого в отношении бизнесмена расследования в мае были проведены обыски в его доме, изъято 30 тысяч фунтов. По данным Bloomberg, Авен должен был получать специальное разрешение на то, чтобы тратить свои деньги, но не делал этого.
Сложно сказать, когда именно в странах ЕС начнут отбирать имущество за нарушение санкций. Даже если в октябре примут соответствующую директиву ЕС, потребуется время на то, чтобы ввести эту норму в национальные законодательства.
← Назад