У рекордного увеличения дефицита бюджета России в январе — почти до 1,8 трлн рублей — достаточно простые объяснения. Во-первых, сократились нефтегазовые доходы в связи с потолком цен, со снижением стоимости российской нефти, с остановками поставок газа в Европу. Во-вторых, власти потратили в январе много денег — почти на 60% больше, чем в январе 2022 года, или больше чем на триллион. На что именно потратили, власти предпочитают не сообщать.
В-третьих, в связи с новыми правилами ускоренного возмещения НДС бюджет получил меньше этого налога. Наконец, сам Минфин связывает рост трат с тем, что деньги начали быстрее доходить до получателей. Что в принципе неплохо, раньше средства обычно шли долго. И все это, в общем-то, было ожидаемо. А в целом выводы по одному месяцу или кварталу делать рано. Потратили больше сейчас, значит, по идее, потратим меньше потом (хотя вопрос спорный). У Минфина есть некоторый простор для маневра: в прошлом году были выплаты почти в 1,5 трлн рублей Пенсионному фонду и ФСС, которые должны были пройти в этом году, но деньги выделили заранее. Прогноз дает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк:
«Темпы трат связаны в первую очередь с финансированием секретных и сверхсекретных статей бюджета, которые могут занять в итоге почти треть всех расходов бюджета, также необходимостью поддержки экономики, возросшими социальными обязательствами. Не стоит экстраполировать результаты первого квартала на весь год. Уже к концу первого квартала ожидается более благоприятная ситуация по ненефтегазовым доходам и нефтегазовым доходам. Таким образом, расходы удастся сократить».
С желанием повлиять на курс рубля некоторые аналитики связали еще одно сообщение. Ряду компаний по указу президента больше не потребуется продавать валютную выручку, и они смогут платить друг другу в валюте. Но здесь другая история: речь идет только об участниках межправительственных соглашений. Недавний пример: Россия и Китай представили проект такого соглашения о поставках газа по дальневосточному маршруту. Для этого придется построить новую трубу и, возможно, закупать импортное оборудование, а указ президента как раз облегчает жизнь заказчику и строителю, говорит адвокат Forward Legal Григорий Нистратов.
«Получается, что он сначала за валюту покупает иностранные элементы, что-то производит, передает другой российской компании уже за рубли, и потом эта российская компания продает конечный продукт опять за валюту, и у нас получается вот такая постоянная конвертация, на которой компания теряет деньги. Чтобы этой конвертации избежать, действующий указ президента, который мы обсуждаем, разрешил российским компаниям между собой рассчитываться в валюте. Естественно, только если это касается проектов, которые имеют отношение к выполнению условий межправительственных соглашений».
И если вернуться к этому примеру, то в будущем будут построены новые трубопроводы в Азию, и Россия возместит нынешние потери от экспорта газа в Европу. Но это вопрос не одного года. А в этом году многое будет зависеть от того, вырастет ли стоимость российской нефти на все тех же азиатских рынках. И от того, как поменяется формула расчета налогов для нефтяных компаний.
Ну а ЦБ, скорее всего, на ближайшем заседании в пятницу не будет снижать ставку. Он независим от властей, и у него свои планы на инфляцию.