Казалось бы, разве можно зарегистрировать исключительные права на использование фразы «Счастье не за горами»? В Перми арт-объект с этими словами стоит на набережной аж с 2009 года. Но, как следует из письма, поступившего в редакцию Business FM, кому-то удалось получить в Роспатенте свидетельство о регистрации на эту фразу. А еще на «Ведьмы не стареют», «Королевы рождаются в ноябре, феврале и так далее», права на слово «Суетолог» и даже на слово «Ничего» — всего обратившиеся в редакцию предприниматели насчитали более 50 слов и выражений, крайне популярных в сувенирке, которые теперь принадлежат не всем. А в процессе регистрации сейчас еще 300 таких фраз, говорит представитель компании «Трио Константа» Надежда:
«Уже дошло до того, что регистрируют «с днем рождения», «невеста», «совет да любовь», «я тебя люблю» и начинают рассылать, выставляют совсем маленькие претензии, досудебки на 50 тысяч рублей и заставляют снимать свой товар с продажи с маркетплейсов. Более крупным игрокам уже пришли иски на более чем 45 млн рублей. А так они вытесняют конкурентов с маркетплейсов, монополизируют рынок, вот так захватывают все».
Редакция обратилась в Роспатент с просьбой подтвердить или опровергнуть, что «Счастье не за горами» и слово «Ничего» теперь принадлежат кому-то конкретно. Запрос там получили, но оперативно прокомментировать его не смогли. Претензии у сувенирщиков возникают не только к конкурентам и троллям, но и к регулятору, говорит управляющий директор компании TheSuvenir Дмитрий Лосев:
«В этом и заключается проблема Роспатента: что они делают формальную экспертизу. По сути, при подаче заявки проверяется, есть такой товарный знак или нет? Если его нет, они делают процедуру регистрации. И все. И уже потом, после получения, например, претензий от других предпринимателей и так далее, можно через суд провести экспертизу, доказать, что данное предложение, словосочетание или слово использовалось уже многими, и оно уже вообще общераспространенное, является фольклором или еще чем-либо. И только тогда через суд Роспатент аннулирует данный товарный знак. Это очень долго и дорого».
О том, что происходит с теми, кто решил бороться, или с теми, кто, не желая платить штрафы и компенсации, вынужден снимать свои товары с маркетплейсов, рассказал Михаил, продавец сувенирной продукции, который сначала заплатил компенсацию, а потом решил, что больше он так делать не хочет:
«У нас всего на маркетплейсах на данный момент 1,3 млн позиций, и практически каждую неделю нам приходится убирать по 600, по 700 позиций товаров из-за того, что появляются товарные знаки, новые регистрируются. Наш день начинается с проверки всех товаров, вместо того, чтобы работать, надо проверять каждое название, это такое себе. Особенно, когда мы узнали, что зарегистрировали «я тебя люблю». Как устроен маркетплейс: мы убрали товары с продажи, они начинают весь магазин заново индексировать, у нас просели продажи процентов на 40. И, как правило, за месяц-полтора надо, чтобы магазин опять пошел вверх».
Юристы говорят, что ситуация действительно сложная. С одной стороны, во многих отраслях есть патентные тролли, которые злоупотребляют правом. Но и они не приходят в Роспатент с простым устным заявлением о том, что слова «Суетолог» и «Ничего» теперь только мои, говорит адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова:
«Однозначного ответа нет. Нужно смотреть на товарный знак. Как правило, если Роспатент зарегистрировал товарный знак, значит, этот товарный знак является охраноспособным, то есть в какой-то степени уникальным, позволяющим идентифицировать уникальный товар определенного правообладателя либо производителя».
Если Роспатент начнет очень тщательно проверять все заявки, легко себе представить, как на него же начнут жаловаться те, кто будет вынужден долго ждать одобрения своей заявки и также подсчитывать убытки или недополученную прибыль. Суетологов хватает везде.
← Назад